Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер



















Яндекс.Метрика

Пропоста и риспоста

Пропоста и риспоста (от итал. proposta, «предложение» и итал. risposta, «ответ») — названия голосов в музыке полифонического склада. После изложения темы в пропосте, она повторяется («имитируется») в одной или нескольких риспостах. В русском языке термины обычно употребляются при описании канона, редко — для простой (неканонической) имитации. Вождь (перевод лат. dux) и спутник (перевод лат. comes) в фуге функционально — те же пропоста и риспоста.

Пропоста

Пропоста (иногда используется сокращение «P») — это голос, который впервые излагает тему, а также начинает канон. Интервал, разделяющий пропосту и появление риспосты, называется интервалом вступления голосов; соотношение их во времени определяется расстоянием вступления.

Риспоста

Риспоста (иногда используется сокращение «R») — голос, воспроизводящий тему, изложенную в пропосте. Здесь используются все обычные приёмы полифонического преобразования темы: обращение, увеличение, уменьшение, ракоход. С появлением серийной техники появились и более сложные преобразования, изменяющие интервальное и ритмическое строение пропосты (В. П. Фраёнов приводит пример ричеркаров в «Кантате на стихи неизвестных английских поэтов XV—XVI вв.» И. Ф. Стравинского).

Примеры пропосты и риспосты

В фуге

В фуге пропосту принято называть темой, а риспосту — ответом, который является имитацией темы в тональности доминанты. Ответы бывают двух видов: тональный и реальный. Реальный ответ представляет собой точную имитацию темы:

Бах. ХТК, том I. Прелюдия и фуга C-dur. Реальный ответ в верхнюю квинту

Тональный ответ содержит какие-либо интервальные изменения в имитируемой теме. Это связано с началом самой темы: если, к примеру, она начинается с I ступени или со скачка I—V, то ответ обязан разыграть обратную комбинацию: начаться с V ступени или со скачка V—I. Или наоборот:

Бах. Фуга a-moll BWV 895. Тональный ответ в нижнюю кварту: старт с I ступени (противовес V в начале темы). Первые три звука смещены на целый тон по сравнению с темой (выделено красным)

В других формах полифонической музыки

Помимо канона и фуги, принцип пропоста-риспоста можно наблюдать и в других полифонических формах, таких как месса, ричеркар, инвенция, качча, мотет, мадригал.

Также идея темы и её имитации может использоваться композиторами и за пределами вышеозначенных форм (Рахманинов. Соната для фортепиано № 4, III ч., тт.84-92: тема и её обращение).