Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер



















Яндекс.Метрика

Панов, Валерий Матвеевич

Валерий Матвеевич Панов (настоящая фамилия — Шульман; род. 12 марта 1938, Витебск, СССР) — артист балета, балетный педагог и балетмейстер, в 1974 году эмигрировавший из СССР в Израиль. Солист Михайловского (1957—1964) и Мариинского (1964—1972) театров, создатель и художественный руководитель театра «Театр-балет Панов Ашдод» (Израиль). Заслуженный артист РСФСР (1970), лауреат Государственной премии РСФСР имени Глинки (1970).

Биография

Валерий Панов (настоящая фамилия Шульман, впоследствии сменил её на фамилию первой жены, балерины Лии Пановой) родился 12 марта 1938 года в городе Витебске.

В возрасте семи лет, после просмотра спектакля «Лебединое озеро», заинтересовался искусством балета. Учился балету в Москве и Ленинграде, некоторое время работал в качестве танцовщика в Вильнюсском театре оперы и балета. Затем поступил в Ленинградское хореографическое училище, которое окончил 1957 году по классу Семёна Каплана. После выпуска был принят в балетную труппу Ленинградского Малого театра оперы и балета, где танцевал по 1964 год. Исполнял сольные партии в спектаклях Константина Боярского, Фёдора Лопухова, Петра Гусева, Александра Варковицкого. Лучшими работами Панова в этом театре стали роли Петрушки в «Петрушке», Хулигана в «Барышне и хулигане», Дафниса в «Дафнисе и Хлое».

В 1964 году Панов перешёл работать в Театр оперы и балета им. Кирова, где танцевал до 1972 года. Дебютировал в партии Базиля в балете «Дон Кихот». Был первым исполнителем главных мужских партий в балетах «Страна чудес» Леонида Якобсона «Горянка» Олега Виноградова, «Гамлет» Константина Сергеева. 12 июня 1970 года танцовщик был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР. В том же году за исполнение партии Османа в балете «Горянка», наряду с другими создателями и исполнителями спектакля, он был удостоен Государственной премии РСФСР. Балетмейстер Олег Виноградов так описывает впечатления от совместной работы с Валерием Пановым над этим спектаклем:

Оба исполнителя — особенно Панов — представляли самый ценный и дорогой для меня тип танцующего актёра: их темперамент органично сливался с эмоциональностью хореографии. Отделить, где — танец, где — пластическая фраза, где — эмоция, оказывалось невозможно. Всё составляло единый образ роли и спектакля! Влюблённый в свою роль, Валерий Панов пошёл на беспрецедентный поступок. По сюжету Осман — гордый горец, умоляющий героиню в конце спектакля вернуться к нему: он доходит до крайнего самоуничижения — встаёт на колени перед женщиной (что по местным законам невозможно!) и, снимая папаху, кладет её к ногам Асият. Голова под папахой, как предписывает мусульманский закон, должна быть обритой. Разумеется, мы заклеивали волосы исполнителей специальным «монтюром» (так называется специальная накладка, создающая вид бритой или лысой головы), а сверху надевали папаху. На премьере, затаив дыхание, все мы ждали этой самой драматической кульминации балета. И вот Валерий снимает папаху, и мы видим, что у него — гладко выбритый череп! Не только Комлева — Асият, но и мы все за кулисами (а я редко смотрю спектакли из зала) не сдержали возгласа потрясения! Живший законами искусства, правды и своего фантастического таланта, еврей Валерий Панов (настоящая фамилия Шульман), не задумываясь, остриг волосы и побрил голову, перевоплотясь в правоверного мусульманина. Работа над «Горянкой» нас сблизила, мы стали с Пановым друзьями. <…>. И Валерий Панов, и Олег Соколов тоже получили за «Горянку» Государственную премию РСФСР.

— Олег Виноградов

В 1974 году Валерий Панов эмигрировал в Израиль. В следующем году он дебютировал на Западе в качестве танцовщика в балетах «Щелкунчик» П. И. Чайковского и «Петрушка» И. Ф. Стравинского. В 1977 году он стал солистом и балетмейстером театра «Немецкая опера», где поставил такие балеты, как «Золушка», «Весна священная», «Идиот», «Война и мир». В 1978 году в Нью-Йорке опубликовал свою автобиографию под названием To Dance («Танцевать»).

Более 25 лет Панов танцевал и ставил спектакли в различных театрах Европы и Америки, среди которых Балет Сан-Франциско, Берлинская государственная опера, Венская государственная опера. В 1984—1986 годах он возглавлял Королевский балет Фландрии, с 1991 года руководил балетной труппой Боннского театра оперы и балета.

Вернувшись в Израиль в 1998 году, организовал здесь собственную труппу «Театр балета „Панов-Ашдод“».

Личная жизнь

Первая жена — балерина Лия Панова (Валерий взял её фамилию), у них родился сын Андрей Панов (впоследствии стал первым панком в Ленинграде и СССР), вторая жена — балерина Галина Панова-Рагозина ( их сын Матвей родился уже в Иерусалиме). Третья его жена, Илана, тоже была танцовщицей, она ушла из жизни в результате нервной депрессии.

Творчество

Панов был незаурядно одарён: у него гибкая, пластичная, пропорционально сложённая фигура и подвижное, выразительное лицо, высокий, порывистый прыжок и большой шаг. Острохарактерный танцовщик-виртуоз, он выступал и в лирических партиях. В репертуаре танцовщика были разноплановые и сложные роли, особенно удавались ему партии, требующие от исполнителя виртуозного танца и высокого актёрского мастерства.

Как постановщик Панов тяготеет к сюжетным балетам.

Репертуар

Малый театр оперы и балета

  • Принц Зигфрид, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского
  • «Корсар» А. Адана
  • Солист, Большое классическое па из балета «Пахита», постановка М. Петипа, возобновление в редакции К. Ф. Боярского
  • Шах Бахрам, «Семь красавиц» К. Караева, хореография П. А. Гусева
  • 1959 — главная партия*, «Баллада о любви» на музыку П. И. Чайковского в оркестровке А. В. Гаука, хореография Ф. В. Лопухова
  • 1960 — Дафнис, «Дафнис и Хлоя» на музыку М. Ш. Давиташвили
  • 1960 — главная партия*, «Болеро» М. Ш. Давиташвили
  • 26 марта 1961 — Петрушка**, «Петрушка» И. Ф. Стравинского, хореография М. М. Фокина, возобновление К. Ф. Боярского
  • 1961 — Вадим, «Сильнее любви» А. С. Караманова, хореография В. А. Варковицкого
  • 1962 — Орфей, «Орфей» И. Ф. Стравинского, хореография К. Ф. Боярского
  • 1962 — Хулиган, «Барышня и хулиган» Д. Д. Шостаковича, хореография К. Ф. Боярского
  • Солист, «Классическая симфония» на музыку Первой симфонии С. С. Прокофьева, постановка К. Ф. Боярского
  • «Сольвейг» на музыку Э. Грига в музыкальной редакции Б. В. Асафьева и Е. М. Корнблита, хореография Л. В. Якобсона
  • «Цветы»
  • Д’Артаньян, «Три мушкетёра»

Театр оперы и балета им. Кирова

  • 1964 — Базиль, «Дон Кихот» Л. Минкуса
  • Фрондосо, «Лауренсия» А. А. Крейна, хореография В. М. Чабукиани
  • Шут, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа и Л. Иванова в редакции Ф. В. Лопухова
  • Голубая Птица, ««Спящая красавица»» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа
  • Гений вод (Океан), «Конёк-Горбунок» Ц. Пуни, хореография А. А. Горского
  • Граф Альберт, «Жизель» А. Адана
  • Евгений, «Медный всадник» Р. М. Глиэра, хореография Р. В. Захарова
  • Армен, «Гаянэ» А. И. Хачатуряна, хореография Н. А. Анисимовой
  • Принц, «Золушка» С. С. Прокофьева, хореография К. М. Сергеева
  • Человек, «Далёкая планета» Б. С. Майзеля, хореография К. М. Сергеева
  • 1967 — главная партия*, «Страна чудес» И. И. Шварца, хореография Л. В. Якобсона
  • 20 марта 1968 — Осман*, «Горянка» М. М. Кажлаева, хореография О. М. Виноградова
  • 1970 — Гамлет*, «Гамлет» Н. П. Червинского, хореография К. М. Сергеева
  • 1971 — Чёрт*, «Сотворение мира» А. П. Петрова, хореография Н. Касаткиной и В. Василёва
(*) — первый исполнитель партии. (**) — первый исполнитель партии при возобновлении балета.

Фильмография

  • 1964 — Голубая птица, фильм-балет «Спящая красавица», режиссёры А. И. Дудко и К. М. Сергеев.
  • 1968 — Шут, фильм-балет «Лебединое озеро», режиссёры А. И. Дудко и К. М. Сергеев.
  • 1970 — Базиль (сцены из балета «Дон Кихот»), «Один из нас», режиссёр Г. И. Полока
  • 1986 — доктор Фальк, «Летучая мышь», экранизация оперетты про-ва США

Избранные постановки

  • 1976 — «Горянка» М. М. Кажлаева (Балет Сан-Франциско)
  • 1977 — «Золушка» С. С. Прокофьева (Немецкая опера)
  • 1978 — «Идиот» по Ф. М. Достоевскому на музыку Д. Д. Шостаковича (Немецкая опера)
  • 1978 — «Весна священная» И. Ф. Стравинского (Немецкая опера)
  • 1980 — «Война и мир» по Л. Н. Толстому на музыку П. И. Чайковского (Немецкая опера)
  • 1981 — «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова (Венская опера)
  • 1981 — «Петрушка» И. Ф. Стравинского по балету М. М. Фокина (Венская опера)
  • 1984 — «Три сестры» по А. П. Чехову на музыку С. В. Рахманинова и А. Озолиньша (Шведский королевский балет, Королевский балет Фландрии и др.)
  • 1985 — «Тиль Уленшпигель» Р. Штрауса
  • «Времена года» на музыку Вивальди
  • «Гамлет» по Шекспиру на музыку Д. Д. Шостаковича (Норвежская опера, Осло)
  • «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (Королевский балет Фландрии)

Сочинения

  • Valery Panov. То Dance. — New York, 1978.
  • Valery Panov, George Feifer. Valery Panov. Ballett, mein Leben. — Belser. — Stuttgart, 1985. — ISBN 3-7630-9038-X.
  • В. Панов. Нет больше Бога на Руси. // Театральная жизнь : журнал. — 1991. — № 15.

Признание и награды

  • 12 июня 1970 — Заслуженный артист РСФСР
  • 1970 — Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки за исполнение партии Османа в балете О. М. Виноградова «Горянка», ЛАТОБ им. Кирова
  • 1979 — международная премия критиков за постановку собственной версии балета «Весна священная»
  • 1987 — премия «Золотая тарелка» (Турция) за постановку балета «Идиот»
  • Валерий Панов — почётный гражданин восьми городов США, в том числе Нью-Йорка и Сан-Франциско

Библиография

  • И. Зуева. Танец, обогащённый мыслью. // Театральная жизнь : журнал. — 1963. — № 17.
  • Танцует В. Панов. // Театральный Ленинград. — 1965. — № 45.
  • А. Xарлан, А. Крахмальников. По дороге к Гамлету. // Театральная жизнь : журнал. — 1966. — № 18.
  • С. М. Вольфсон. В. М. Панов. // Мастера балета. — 1967.
  • М. Роменская. Валерий Панов. // Ленинградский балет сегодня. — Л.-М.: Искусство, 1968. — Т. 2. — С. 219-235. — 288 с. — 35 000 экз.
  • Г. Кремшевская. Иначе он не умеет. // Театральная жизнь : журнал. — 1970. — № 6.
  • Возвращение: Г. Рогозина, В. Панов. — Пермь - Л., 1991.
  • Н. Чернова. Новый Вавилон... // Театр : журнал. — 1993. — № 3.
  • Л. Докторова. В. Панов: «Я всегда ищу индивидуальность». // Петербургский театральный журнал : журнал. — 1994. — № 6.
  • О. Виноградов. Исповедь балетмейстера: жизнь, балет, любовь. — М.: АСТ-пресс, 2007. — 448 с. — (Звёзды балета). — ISBN 978-5-462-00711-8.