Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер



















Яндекс.Метрика

Thermopylae (клипер)

«Thermopylae» (рус. «Фермопилы») — лучший в мировой истории судостроения из парусных клиперов. Чемпион Всех Чемпионов, построенный в 1868 году судостроителем Уолтером Худом и Компанией на верфи шотландского города Абердин по заказу Абердинского филиала компании «Уайт Стар Лайн», названный в честь великого мужества и подвига 300 спартанцев, противостоявших армии персов под предводительством их царя Леонида. Автор проекта — лондонский инженер Бернард Веймут.

Трёхмачтовый, парусный, композитный клипер «Фермопилы», в области парусного судостроения считается верхом совершенства парусной эпохи... Пожизненный соперник, конкурент и собрат по нелёгкой судьбе другого, не менее знаменитого парусника: трёхмачтового, парусного, композитного клипера - «Катти Сарк».

Идеальные пропорции рангоута, изящный корпус со стремительными обводами и плавной прогибью палубы вызывали восхищение у всех, кому довелось увидеть судно воочию. Особую изысканность клиперу придавала необычная окраска: тёмно-зелёный борт, золотые планки по бархоуту, белые мачты, реи и бушприт.

Золотая носовая фигура корабля изображала Героя сражения при Фермопилах, царя спартанцев Леонида.

Конструкция

Размеры — 212 футов × 36 футов × 20 футов 9 дюймов (64,7 м × 11,0 м × 6,4 м), тоннаж — 991 регистровых гросс-тонн, 948 регистровых нетто-тонн и 927 тонн под палубой. Подпалубный коэффициент — 0,58. Парусное вооружение — корабль, дополнительно нес лиселя, выставляемые на лисель-спиртах побортно от прямых парусов.

Любопытно, что секрет успеха корабля заключался не в высокой скорости в свежую погоду (в этом отношении клипер не являлся рекордсменом), а наоборот, в его способности ловить самый малый ветер. По словам английского историка и знатока парусного флота Бэйзила Лаббока, «Фермопилы» развивал 7 узлов, когда по его палубе можно было ходить с зажжённой свечой.

Достижения

Клипер «Фермопилы» входил в число мировых, самых известных, отличных морских «ходоков». Он разрабатывался для обеспечения торговли скоропортящимися либо особо ценными товарами. Перевозил шерсть из Австралии или чай из Китая. Установил рекорд скорости в своё первое плавание в Мельбурн — 63 дня, рекорд для парусных судов в 1868-1871 годах, не побитый до сих пор. Кроме того, в активе клипера «Фермопилы» есть ещё как минимум - два непревзойдённых результата (для крупных парусников):

- переход из Мельбурна в Шанхай за 28 дней;

- переход из Шанхая в Лондон за 91 день.

Служба

В 1872 году «Фермопилы» соревновался с «Катти Сарк» на обратном пути из Шанхая в Лондон и выиграл у него 7 дней, после того как «Катти Сарк» потерял рулевое перо.

С 1882 года «Фермопилы» обеспечивал торговлю шерстью на австралийских линиях, правда, теперь уже «Катти Сарк» оказался быстрее.

В 1897 году «Фермопилы» продан Португалии (переименован в «Pedro Nunes») и использовался как мореходное учебное судно.

В 1907 году по причине износа корпуса клипер был списан. Португальские ВМС не стали продавать на слом знаменитый корабль: была организована церемония захоронения. В присутствии королевы Португалии, перед строем боевых кораблей португальского военно-морского флота, под звуки похоронного марша Шопена и государственного гимна «Фермопилы», с морскими почестями был торжественно торпедирован и захоронен на рейде.

В 2003 году останки клипера «Фермопилы» были найдены на глубине 30 метров вблизи Лиссабона.