Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




22.09.2021


21.09.2021


21.09.2021


21.09.2021


20.09.2021


19.09.2021





Яндекс.Метрика

Борисоглебская церковь (Новогрудок)

08.08.2021

Собор святых мучеников-страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба в Новогрудке (белор. Сабор святых пакутнікаў-страстацерпцаў благаверных князёў Барыса і Глеба ў Наваградку) — православный храм в городе Новогрудок, Гродненская область, Республика Беларусь. Относится к Новогрудскому благочинному округу Новогрудской и Слонимской епархии. Памятник белорусской готической архитектуры эпохи Великого княжества Литовского XVI века. В дальнейшем здание неоднократно переходило к различным конфессиям и подвергалось перестройкам (сарматское барокко, русский стиль). Собор расположен рядом с центральной городской площадью на улице Почтовая, 10 (ранее улица Базилианская).

Собор построен на месте древнего храма XII века, фрагменты фундамента которого были обнаружены под алтарём во время раскопок в 1960-х годах. Храм XII века с 1317 года был кафедральным собором Литовской митрополии, при нём существовал мужской монастырь. В 1451 году храм посетил святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси.

В 1517—1519 годах на месте прежнего храма был возведён новый кирпичный храм в виде корабля на средства гетмана Великого княжества Литовского князя Константина Острожского и митрополита Литовского Иосифа Солтана.

История

В 1-й половине XII века на этом месте из белокаменных блоков с незначительными вставками плинф построили каменную крестообразную церковь, это была первая Борисоглебская церковь. Позже вокруг храма была возведена галерея, сделанная из плинфы по технике кладки «со скрытым рядом», что характерно для полоцкой школы зодчества XII века. Храм был раскрашен фресками, имел красивый майоликовый пол из разнообразных глазурованных керамических плиток (квадратных, прямоугольных и треугольных). Крыша была накрыта свинцовыми листами. Во время его постройки использованы голосники. В 1317 году церковь получила статус кафедры Литовской православной митрополии. С XIV века при церкви существовал мужской монастырь.

Великое княжество Литовское

В 1517—1519 годах на фундаментах древней церкви XII века велось строительство по технике готической кладки новой соборной церкви при поддержке князя Константина Острожского и митрополита Иосифа Солтана. В 1620 году церковь перешла к униатам. В 1624—1632 годах — перестроен в стиле сарматского барокко на средства Александра Хрептовича: исчезла галерея, значительно увеличились его размеры. Возведено 3-нефовое зальное здание с 5-гранной апсидой, звездчатыми сводами в стиле поздней готики. Фасады разделены многочисленными рядами тонких вертикальных колонн-лопаток, которые в верхней части переходят в пояс из спичечных арок. Углы здания укреплены 6-гранными контрфорсами. Пол сделан из квадратных и фигурных глазурованных и неглазурованных плит (толщина 4-5 см.) на фасаде появляются две башни с бойницами и винтовыми лестницами внутри. Храм был накрыт глазурованной зеленой и светло-коричневой черепицей. В 1628—1636 годах Киевский униатский митрополит Иосиф Руцкий основывает при храме мужской базилианский монастырь, а Адам Хрептович основывает — женский базилианский монастырь.

Российская империя

После третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году Новогрудок вошёл в состав Российской империи. После упразднения Брестской церковной унии на Полоцком соборе в 1839 году власти передали церкви монастыри упразднённой Русской греко-католической церкви в юрисдикцию Русской православной церкви.

В 1873—1875 годах церковь была перестроена в русском стиле. Проектом реконструкции предусматривалось изменение силуэта аттики (трехчастное завершение из трехдольных кокошников), плинтуса на проёмах башен, а также в центральном окне западного фасада, раскрытие проёма колокольни, пластическая расцветка западной стены, создание над основным объёмом большого «глухого» деревянного барабана, «восьмерик на четверик» с шатровым завершением с кокошниками на развитых карнизах. Подобное завершение имели и башни, которые фланкировали западный фасад.

Церковь на картинке Н. Орды (ХІХ век)

Одновременно был создан деревянный четырёхъярусный иконостас в 30 икон. В сентябре 1876 года в присутствии 10 тысяч верующих епископ Александр (Добрынин) освятил перестроенный храм.

Новейшее время

По окончании советско-польской войны и заключении Рижского мира (1921) Новогрудок вошёл в состав Польской Республики. В 1923—1924 годах проводилась реконструкция церкви с частичным восстановлением аутентичного вида.

В послевоенный период, когда Новогрудок был в составе Советского Союза, храм оставался действующим до 1961 года, когда он был закрыт и его здание было использовано как филиал государственного архива Гродненской области.

После установления независимости Белоруссии было принято решение от 7 января 1996 о возвращении храма Белорусскому экзархату РПЦ.

В июне 2010 года Белорусский экзархат РПЦ начал реставрацию церкви (научный руководитель Г. Лаврецкий), в результате которой в ноябре того же года на башне церкви поставили кокошники с шатрами, завершенными позолоченными куполами-луковицами. В связи с этим председатель Общества охраны памятников Антон Астапович обратился с письмом в Министерство культуры Республики Беларусь с просьбой прекратить работы и привлечь к ответственности тех, кто инициировал и допустил нарушение закона (реконструкция проводилась без разрешения Министерства культуры и протокола заседания научно-методического совета от 3 ноября, который должен был этому разрешению предшествовать). Он просит возбудить в отношении прихода церкви и ответственных сотрудников Новогрудского райисполкома административное дело (за нарушение частей 2 и 4 статьи 10 закона «Об охране историко-культурного наследия»). Кроме того, А. Астапович обратился в Новогрудскую прокуратуру. Г. Лаврецкий в ответ заявил, что те, кто поднял шум, особо не разобрались в ситуации и сделали поспешные выводы и сослался на Венецианскую хартию, которая говорит, что целью реставрации является не возвращение первоначального облика объекта, и уж тем более не промежуточного, а восстановление памятника во всей его истории — сохранение всех его стилистических наслоений.

Архитектура

Яркий образец белорусской готики архитектуры Великого княжества Литовского XVI века. Первоначально представлял собой трёхнефную четырёхстолпную церковь с широкой пятигранной апсидой. Внутренний основной объём (23,5 × 16 м, пролёт ок. 14 м) разделён четырьмя столпами и системой подпружных арок на девять равновысоких травей, перекрытых звёздными нервюрными сводами. В каркасной структуре сводов присутствуют в основном дробные элементы — тьерсероны и лиерны.

Башни на фасаде были добавлены позже, при ренессансной перестройке.

В плане церковь очень напоминает ранние католические храмы княжества (напр., Троицкий костёл в Ишкольди), но в исполнении готических элементов и оформлении фасада чувствуется мощное влияние православно-византийской традиции. Шаг столпов и компоновка сводов выделяют в системе перекрытий попарно равноконечный крест — некое сочетание равноконечного греческого креста с «базиликальной» композицией. В центре наоса выразительно выделяется квадрат средокрестия, что и стало причиной того, что при перестройке в XIX веке его свод разобрали, а на его месте возвели глухой русский купол. Нервюрный свод центральной травеи был возвращён при реконструкции в начале XX века.

Все три нефа одинаковой ширины, наос и широкая алтарная апсида соединяются тремя стрельчатыми арками почти равной высоты, что, вероятно, имитирует каноническую православную трёхапсидность. Ризница и жертвенник в храме отсутствуют. Опорные столпы в сечении крестовидные, с небольшими выносами, на которые опираются стрельчатые подпружные арки. В связи с неточной разбивкой наружных стен подпружные арки в плане не параллельны друг другу, что потребовало серьёзной корректировки при возведении сводов. Нервюры сводов не отделяются от опорных столпов горизонтальными тягами, а протягиваются вертикальными группами. Внутри тонкие стены почти на всю высоту укреплены разгрузочными арочными нишами.

Снаружи стены основного объёма и углы апсиды укреплены контрфорсами, но не ступенчатыми или прямоугольными в плане, как в готических костёлах, а более утончёнными, многогранными, одинакового сечения по всей высоте, завершающимися многоскатными навершиями. Кроме гранёных контрфорсов, на боковых фасадах присутствуют плоские лопатки, возможно, это стёсанные позднее контрфорсы. На южном фасаде сделан дополнительный вход в виде полуциркульной арки. Своеобразный декоративный мотив создаёт аркатура из вертикальных кирпичных тяг, завершённых стрельчатыми арочками. Верхнюю часть фасада здания опоясывают ажурные кружева из трёх ярусов переплетённых стрельчатых арочек. Поток вертикалей аркатуры, граней контрфорсов, больших стрельчатых окон создаёт неповторимый облик этого выдающегося памятника белорусской готики.

Галерея

До перестройки

  • До перестройки церкви Бориса и Глеба
  • Э. Павлович, 1848 г.

  • В. Дмоховский, 1856 г.

  • В. Грязнов, 1865 г.

  • Из «Памятной книжки Минской губернии», 1867 г.

  • 2-я пол. XIX века.

  • В. Дмоховский, 1872 г.

После перестройки

  • После перестройки в русском стиле
  • Общий вид, до 1939 г.

  • Вид бокового фасада, до 1939 г.

  • Главный фасад, 1915—18 гг.

  • Боковой фасад, до 1939 г.

  • Со стороны улицы Базилианской, 1916 г.

  • Со стороны улицы Базилианской, 1915—18 гг.

  • Со стороны улицы Замковой, до 1939 г.

  • Со стороны Рыночной площади, до 1939 г.