Hunky Dory (на русский можно перевести как "Всё путём", "Без проблем", "Зашибись") — четвёртый студийный альбом британского рок-музыканта Дэвида Боуи, изданный RCA Records в 1971 году. Это был первый альбом Боуи на лейбле RCA Records, который будет его постоянным лейблом в 1970-х. Редактор AllMusic Стивен Томас Эрлвайн описал Hunky Dory как «калейдоскопическое множество поп-стилей, связанных только смыслом видения Боуи: широкой, кинематографической смесью высокого и низкого искусства, неоднозначной сексуальности, китча и класса» (англ. «a kaleidoscopic array of pop styles, tied together only by Bowie’s sense of vision: a sweeping, cinematic mélange of high and low art, ambiguous sexuality, kitsch, and class»).
На стиль обложки альбома, фотограф которой Брайан Уорд и редактор Терри Пастор, повлияла фотокнига Марлен Дитрих, которую Боуи взял с собой на фотосессию. Также Дэвид однажды процитировал Грету Гарбо как повлиявшую на обложку альбома.
«Hunky Dory» стал одним из шести альбомов Боуи, попавших в список журнала Rolling Stone «500 величайших альбомов всех времен», его поставили на 88-е место.
Запись альбома
С уходом из стана Боуи Тони Висконти и его замены на басу Тревором Болдером «Hunky Dory» стал первым альбомом, на котором собрались все участники группы, которая в следующем году стала известна как The Spiders from Mars. Кроме того, на этом альбоме в качестве сопродюсера дебютировал Кен Скотт, заменив Висконти; он стал ещё одной из ключевых персон периода Зигги Стардаста. В авторстве альбома был указан «продюсер Кен Скотт (при помощи актёра)». «Актер» был сам Боуи, чьим «животным тщеславием», по словам редакторов New Musical Express Роя Карра и Чарльза Шаара Мюррея, было «возомнить себя актёром». Клавишник Рик Уэйкман, который был тогда участником Strawbs и известным сессионным музыкантом, играет на пианино на «Hunky Dory».
Стиль и темы
Музыкальный биограф Дэвид Бакли сказал относительно Hunky Dory, что «её почти легко слушающийся статус и обычная музыкальная чувствительность умалили тот факт, что, лирически, эта запись устанавливает основу для будущей карьеры Боуи». Открывающая альбом композиция «Changes» сфокусирована на компульсивной природе художественного переосмысления («Странные увлечения завораживают меня / Изменения набирают темп, который я прохожу») и дистанцирование от рок-мейнстрима («Смотри, вы рок-н-ролльщики»). Однако, композитор также нашёл время, чтобы отдать должное личностям, оказавшим влияние на его песни: «Song for Bob Dylan», «Andy Warhol» и вдохновлённая Velvet Underground «Queen Bitch».
После хард-рока из предыдущего альбома Боуи, The Man Who Sold the World Hunky Dory продемонстрировал частичное возвращение к поп-рок стилю из «Space Oddity»; легкие композиции, такие как «Kooks» (посвящённая его сыну, известному как Zowie Bowie, полное имя — Данкан Зоуи Хейвуд Джонс) и кавер-версия «Fill Your Heart», соседствовали с тяжелым материалом, таким как «Quicksand», с оккультным оттенком, и полуавтобиографическая «The Bewlay Brothers». Между этими двумя крайностями были: поп-мелодия «Oh! You Pretty Things», вдохновлённая Ницше, предсказывавшая неизбежные изменения современного человека и «Homo Superior», который приводится в качестве прямого предшественника хита «Starman» со следующего альбома Боуи The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars.
В 1968-м Боуи написал английские стихи на мелодию французской песни «Comme d’habitude». Эта песня не увидела свет, но канадский певец Пол Анка купил права на оригинальную французскую песню и сделал из неё песню «My Way», которая стала визитной карточкой Фрэнка Синатры. Успех этой песни сподвиг Боуи на создание пародии — «Life on Mars?». Аккорды песен тоже схожи. В 1971-м году Боуи охарактеризовал песню как «реакцию чувствительной молодой девушки на медиа». В 1997-м он добавил: «Я думаю, она понимает, что разочарована реальностью… и хотя она пребывает в расстройстве от реального мира, ей внушили, что где-то есть куда лучшая жизнь, и ей горько, что в эту красивую жизнь ей нет доступа».
Композиция «Changes» была сочинена как пародия на песенки из ночных клубов; Боуи не придавал ей значения, и был немало удивлён, когда ему стали охотно подпевать на концертах, а затем песня стала большим хитом. Фортепианные партии в начале песни исполняет сам Рик Уэйкман (впоследствии легендарный клавишник группы Yes). На саксофоне в конце песни играет сам Боуи. Песня считается манифестом изменчивой натуры певца, его андрогинности, постоянной смены музыкальных стилей.
Выпуск и влияние
Боуи не имел контракта с рекорд-лейблом, когда он начал работу над альбомом в апреле 1971 года. RCA Records послушали плёнку и подписали с ним контракт на три альбома. Сделка состоялась 9 сентября 1971 года; «Hunky Dory» вышел два месяца спустя. При поддержке сингла «Changes» альбом получил в целом положительные отзывы и достаточно хорошо продавался. В его первом издании альбом был не очень успешным. Melody Maker назвал его «альбомом с самыми интересной лирикой среди тех, которые появились в это время», а журнал New Musical Express описал его как «лучший бриллиант Боуи». Американский Rolling Stone выразил мнение: «„Hunky Dory“ представляет собой не только самой привлекательной альбом Боуи в музыкальном плане, но и глубже раскрывает музыканта с лирической стороны как талантливого автора, что позволяет слушателю удобно исследовать свои идеи, не имея необходимости противостоять заграждению неприступных формулировок перед достижением цели» (англ. «Hunky Dory not only represents Bowie’s most engaging album musically, but also finds him once more writing literally enough to let the listener examine his ideas comfortably, without having to withstand a barrage of seemingly impregnable verbiage before getting at an idea»). Однако лишь после коммерческого прорыва следующего альбома в середине 1972 года «Hunky Dory» стал хитом, достигнув #3 в хит-парадах Британии и продержался в чартах 69 недель. В 1973 году RCA Records выпустил сингл «Life on Mars?», который также стал #3 в Великобритании. Переиздание вернуло альбом в январе 1981 года в британский чарт, где он пробыл 51 неделю.
В 1998 году в голосовании читателей журнала Q «Hunky Dory» занял 43 место в опросе «Лучший альбом всех времен», а в 2000 году этот же журнал поставил альбом на 16 место в своём списке «100 величайших британских альбомов всех времен». Он также был отмечен на 23-й позиции списка Колина Ларкина «1000 лучших альбомов всех времён» (третье издание 2000 года). В 2003 году альбом занял 107 место в списке журнала Rolling Stone «500 величайших альбомов всех времен» и 108 место в пересмотренном списке 2012 года. В том же году VH1 поставил его на 47 место, а в опросе лейбла Virgin Records «1000 лучших альбомов всех времен» альбом занял 16 место. В 2004 году он занял 80 место в «100 лучших альбомов 1970-х» по версии Pitchfork Media. В январе 2006 года журнал Time вместе с журналистом Джошем Тиранджилом выбрал его в качестве одного из 100 лучших музыкальных альбомов всех времен, о котором отзывался как "земное стремление быть смешивать бохо с расточительным стилем" (англ. "earthbound ambition to be a boho poet with prodigal style") . Журнал Classic Rock поставил альбом на 32 место в своём списке «100 величайших британских рок-альбомов» Согласно Acclaimed Music, Hunky Dory 70-й самый знаменитый альбом в истории популярной музыки.
Сам Боуи полагает, что альбом был одним из самых важных в его карьере. Выступая в 1999 году, он сказал:
Список композиций
Все песни написаны Дэвидом Боуи, за исключением отмеченных.
Примечания: В оригинальной версии полноформатной пластинки, первая сторона содержит треки 1-6; вторая сторона 7-11.
Бонус-треки (Rykodisc 1990)
Участники записи
Музыканты
- Дэвид Боуи: вокал, гитара, альт и тенор саксофон, фортепиано
- Мик Ронсон: гитара, вокал, меллотрон, аранжировка
- Рик Уэйкман: фортепиано
- Тревор Болдер: бас, труба
- Мик Вудмэнси: ударные
Продюсеры
- Кен Скотт: продюсер, звукоинженер, микширование
- Дэвид Боуи: продюсер
- Dr. Toby Mountain: ремастеринг инженер (для переиздания Rykodisc)
- Jonathan Wyner: ассистент инженера (для переиздания Rykodisc)
- Питер Мью: ремастеринг инженер (для переиздания EMI)
- Nigel Reeve: ассистент инженера (для переиздания EMI)
Хит-парады
Album
Сингл