Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




22.01.2022


22.01.2022


20.01.2022


19.01.2022


18.01.2022


13.01.2022





Яндекс.Метрика

Петровская, Нина Ивановна

15.11.2021

Нина Ивановна Петровская (1879—1928) — русская писательница и мемуаристка, игравшая заметную роль в литературной и богемной жизни начала XX века.

Была хозяйкой литературного салона, жена и помощница владельца издательства «Гриф» — С. А. Соколова (Кречетова).

Биография

Родилась в 1879 году (по другим данным, в 1884-м) в семье чиновника. Получила медицинское образование.

Писательница, переводчица. Впервые выступила в печати на страницах альманаха «Гриф» в 1903 году. В дальнейшем печаталась в символистских изданиях «Весы», «Золотое руно», «Русская мысль», альманахе «Перевал», газетах «Утро России», «Голос Москвы», «Руль», «Новь» и других.

С 1897 по 1911 годы — жена и помощница Сергея Алексеевича Соколова (Кречетова), владельца издательства «Гриф» и редактора одноименного альманаха. Была широко известна в кругах московских символистов первого десятилетия XX века. Хозяйка литературного салона.

Участница литературного объединения «Аргонавты».

В 1903—1904 годах была возлюбленной Андрея Белого, сравнивавшего её с героиней романа Ф. М. Достоевского, Настасьей Филипповной.

Ко времени 1904—1908 годов относится роман Нины Петровской с поэтом Валерием Брюсовым, сыгравший огромную роль в их жизни и творчестве. Образ Нины Петровской, исполненной внутреннего трагизма и вечной неудовлетворенности собой и мирозданием, нашел отражение во многих стихах Брюсова (в цикле стихов «Stephanos»). Валерий Брюсов вывел Нину Петровскую под именем Ренаты в романе «Огненный ангел» а взаимоотношения между нею, Андреем Белым и самим Брюсовым составили сюжетную канву романа. Беседы и споры Нины Петровской с Брюсовым отражены, в свою очередь, в рассказах, вошедших в книгу Петровской «Sanctos amor». Валерий Брюсов и Нина Петровская оставили после себя огромную переписку, освещающую как их личную жизнь, так и жизнь кругов московских символистов, изданную отдельной книгой в 1904 году. В 1924 году, после смерти Брюсова, пишет о нём воспоминания.

Нина Ивановна Петровская — интереснейшая представительница эпохи символизма, участница его возникновения и развития, свидетельница его падения, жертва этой эпохи и её же обвинительница, потому что её записи — настоятельный обвинительный акт. Эпоха была краткая, яркая и содержательная. Рядом с нарастающей бурей революции /…/ шла другая жизнь — богоискательства, суеверий, распутства, утонченного эстетизма и совершенно истинного служения искусству в пустом пространстве.. но символизм погиб навсегда.

В 1908 году выпустила сборник рассказов «Sanctus Amor» (1908).

С 1911 года пережив глубокую личную драму, уезжает из России навсегда.

Рим, Берлин, Париж

С 1911 по 1913 годы жила во Флоренции. С 1913 по 1922 год жила в Риме, бывала в Варшаве, лечилась в Мюнхене. Первая мировая война застала её в Риме, где она прожила до осени 1922 года, жила в крайней нужде, зарабатывала деньги переводами.

С сентября 1922 года по 1926-й жила в Берлине. Сотрудница и постоянный автор берлинской газеты «Накануне». Причиной её переезда в Берлин стало то, что «немецкая столица, превратившаяся к тому времени в крупный русскоязычный издательский и культурный центр, своего рода „вольную территорию“ между послереволюционной Россией и Западом, представлялась ей как спасение, как драгоценная возможность возвращения к литературной жизни.» Владислав Ходасевич и Нина Берберова, встревашиеся с Ниной Петровской в эти годы, описали эти встречи в своих воспоминаниях. В газете «Накануне» она печатает статьи, воспоминания, рецензии, фельетоны, эссе. У неё возникают новые контакты с Максимом Горьким и с крупными издательствами. Она планирует делать многочисленные переводы с итальянского, и сотрудничать с А. Толстым в подготовке отдельных переводов и изданий. Начинает готовить к изданию антологию итальянской современной прозы, при содействии О. Синьорелли (ит.).

В 1927—1928 годах жила в Париже. Страдала тяжелым нервным расстройством, усугубляемым алкоголем и пристрастием к морфию. Однако, друзья отмечали, что при всём этом она «всё же остается .. сильной духом, ясно мыслящей, вполне сохранившей внутреннее достоинство.»

Измученная нищетой и непониманием в эмигрантской литературной среде, Нина Петровская покончила с собой, после того, как в январе 1928 года умерла её младшая сестра, Надежда Ивановна Петровская, жившая с вместе с ней; через месяц она отравилась газом в парижской гостинице в ночь на 23 февраля 1928 года. В некрологе, тогда опубликованном, говорилось:

«Кончилась её подлинно страдальческая жизнь в маленьком парижском отеле, и эта жизнь — одна из самых тяжёлых драм нашей эмиграции. Полное одиночество, безвыходная нужда, нищенское существование, отсутствие самого ничтожного заработка, болезнь — так жила все эти годы Нина Петровская, и каждый день был такой же, как предыдущий, — без малейшего просвета, безо всякой надежды».

Переводы

В 1924 году в её переводе в Берлине в издательстве «Накануне» вышла сказка Карло Коллоди «Приключения Пиноккио», которую переделал и обработал Алексей Николаевич Толстой. Впоследствии на основе обработки этого перевода он написал свой вариант «Пиноккио» — «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936).

Сочинения

  • Н. И. Петровская. Разбитое зеркало. Проза. Мемуары. Критика. Составление М. В. Михайловой; вступительная статья М. В. Михайловой и О. Велавичюте; комментарии М. В. Михайловой и О. Велавичюте, при участии Е. А. Глуховской. М., «Б.С.Г. — Пресс», 2014, 900 стр.
  • Четыре Туберозы : Поэзия, проза и драматургия забытых авторов Серебряного века / Автор-составитель Николай Носов. — М.: Аграф, 2014. — 416 с. — 1000 экз.

Память

  • В 2004 году в издательстве «Новое литературное обозрение» вышла книга «Валерий Брюсов — Нина Петровская. Переписка: 1904—1913».