Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




27.01.2022


23.01.2022


22.01.2022


22.01.2022


20.01.2022


19.01.2022





Яндекс.Метрика

Бундесрат

27.11.2021

Бундесрат (нем. Bundesrat, дословно — «федеральный совет») — государственный законодательный орган Германии, один из пяти постоянно действующих в ФРГ.

Состоит из членов земельных правительств, представляющих 16 земель Германии. Определение согласно Основному Закону ФРГ: представительство федеральных земель. Допустимо: представительство регионов на федеральном уровне. Обычно считается верхней палатой парламента, хотя формально не является таковой (согласно конституции, в Германии однопалатный парламент — бундестаг) и представляет собой отдельный законодательный орган, де-факто выполняющий роль верхней палаты при принятии законов по определённому ряду вопросов. Основан 23 мая 1949 года.

Через своих представителей в бундесрате земли участвуют в законодательной и исполнительной деятельности на уровне федерации, а также в делах Европейского союза. Таким образом, бундесрат является элементом германского федерализма.

При различной раскладке политических сил на уровне федерации и в землях бундесрат может стать политическим противовесом и, тем самым, инструментом оппозиции. Но даже без участия оппозиции он зачастую препятствует бундестагу в проведении законопроектов, особенно ухудшающих правовой статус земель, так как в бундесрате принято ставить интересы своей земли выше партийной линии.

Местонахождение

После учреждения в 1949 году и бундестаг, и бундесрат расположились в Доме федерации в Бонне — ранее, в 1948—1949 годах, в этом здании работал Парламентский совет, разработавший и принявший Основной закон ФРГ. После переезда бундесрата в Берлин 1 августа 2000 года в этом здании осталось представительство законодательного органа и несколько раз в год в нём проводят свои заседания отдельные комитеты бундесрата.

В Берлине бундесрат заседает в бывшем здании Верхней палаты Прусского ландтага на Лейпцигской улице.

Организация

Бундесрат формируется из представителей правительств земель (в случае с Бременом, Берлином и Гамбургом — из бургомистров и сенаторов). Направленные в бундесрат представители продолжают выполнять свои обязанности в земельных правительствах, фактически совмещая две должности. Хотя срок полномочий делегатов законодательно не ограничен, ротация представителей земель происходит на регулярной основе после выборов в соответствующий ландтаг.

При учреждении бундесрата в 1949 каждая земля получила в новом представительном органе от 3 до 6 мест в зависимости от численности населения. Но при присоединении пяти новых земель бывшей ГДР баланс сил оказался бы неизбежно смещён в сторону маленьких земель. Чтобы сохранить определяющее значение четырёх самых крупных земель (обладая третью голосов, они могут заблокировать любую попытку внести изменения в конституцию), на основании Договора об объединении Германии были внесены изменения в пункт 2 статьи 51 Основного закона и в настоящее время места в бундесрате распределены следующим образом:

Делегация, как правило, возглавляется председателем правительства земли. Голоса одной земли могут подаваться только согласованно.

Члены бундесрата не получают денежного вознаграждения за исполнение своих обязанностей, однако им компенсируются служебные расходы: суточные и проезд.

Каждый год из числа премьер-министров земель выбирается новый председатель. 30 августа 1950 в Кёнигштайне главы земельных правительств определили порядок ротации председательствующей земли: она меняется каждый год, начиная с самой населённой, в порядке убывания численности населения. Этот порядок неоднократно менялся — и в связи с колебанием численности населения земель, и после объединения Германии в 1990 году. В должность вновь избранный председатель вступает 1 ноября. Председатель бундесрата может замещать федерального президента, если последний не в состоянии выполнять свои обязанности.

Компетенция

Все рассматриваемые бундестагом законопроекты также направляются в бундесрат. Законопроект не может быть принят без одобрения бундесрата, если он касается вопросов налогообложения и бюджетной политики, территории и границ земель, организации власти на региональном уровне или других вопросов, отнесённых Основным законом к компетенции земель. Прочие законопроекты бундесрат может опротестовать, после чего законопроект должен быть повторно рассмотрен парламентом.

Комитеты

В бундесрате на постоянной основе действуют 16 комитетов:

  • комитет по аграрной политике и защите прав потребителей (нем. Ausschuss für Agrarpolitik und Verbraucherschutz);
  • комитет по внутренним делам (нем. Ausschuss für Innere Angelegenheiten);
  • комитет по делам Евросоюза (нем. Ausschuss für Fragen der Europäischen Union);
  • комитет по делам женщин и молодёжи (нем. Ausschuss für Frauen und Jugend);
  • комитет по градостроительству, управлению ЖКХ и землеустройству (нем. Ausschuss für Städtebau, Wohnungswesen und Raumordnung);
  • комитет по делам здравоохранения (нем. Gesundheitsausschuss);
  • комитет по делам культуры (нем. Ausschuss für Kulturfragen);
  • комитет по делам обороны (нем. Ausschuss für Verteidigung);
  • комитет по окружающей среде, защите природы и безопасности атомных реакторов (нем. Ausschuss für Umwelt, Naturschutz und Reaktorsicherheit);
  • комитет по делам семьи и пожилых граждан (нем. Ausschuss für Familie und Senioren);
  • комитет по иностранным делам (нем. Ausschuss für Auswärtige Angelegenheiten);
  • комитет по трудовой и социальной политике (нем. Ausschuss für Arbeit und Sozialpolitik);
  • транспортный комитет (нем. Verkehrsausschuss);
  • финансовый комитет (нем. Finanzausschuss);
  • юридический комитет (нем. Rechtsausschuss);
  • экономический комитет (нем. Wirtschaftsausschuss).

Все поступающие в бундесрат проекты документов должны сперва пройти через соответствующий комитет и только после одобрения комитетом выносятся на голосование на пленарном заседании всего бундесрата. При этом на внутреннем голосовании в комитете каждая земля имеет только один голос, а при равенстве голосов проект документа считается отклонённым.

Коалиции

Из-за особенностей формирования бундесрата его партийный состав отражает расклад сил в ландтагах и, соответственно, в земельных правительствах.