Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер



















Яндекс.Метрика

Патрология

Патрология (от греч. πατήρ и греч. λόγος) — учение об отцах Церкви.

В настоящее время патрологию часто отождествляют с патристикой: сочинения, имеющие характер и содержание последней, называются патрологией (напр., «Patrologie» Мёлера и «Patrologie» Альцога), и наоборот. Ранее патристикой называлось полное систематическое изложение учения святых отцов, и она являлась богословской наукой, патрология же имела главным предметом биографические и критико-библиографические исследования об отцах Церкви и их творениях, а также издания текста этих творений, что относило её к области церковной истории или истории литературы. В этом смысле патрология имеет развившуюся на пространстве веков громадную литературу. Зачатки её находятся уже в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, в которой сообщаются эпизодически сведения о сочинениях многих отцов Церкви и церковных писателей.

История

Первым специальным сочинением по патрологии было «De viris illustrious» («О знаменитых мужах») Иеронима Стридонского, доведенное до Иоанна Златоуста и для Христианской церкви сделавшее то же самое, что сделали Светоний и Плутарх для языческого мира. Оно написано с целью полемики против Порфирия, Юлиана и Цельса, утверждавших, что церковь состоит лишь из невежд. Оно было переведено на греческий язык и еще в древности было известно и на Востоке. Геннадий, пресвитер массилийский (490), продолжил сочинение Иеронима до конца V века, Исидор Севильский довёл свой труд до 610 года, а Ильдефонс Толедский дополнил его новыми сведениями.

На Востоке патриарх Фотий (ум. в 890) в своей «Библиотеке» или «μυριοβίβλιον» дает уже не один перечень, но и критику святоотеческих творений, с обширными выдержками более замечательных мест и из сочинений дотоле неизвестных, даже языческих.

Заслуживают упоминания из западных писателей Гонорий Отенский и Зигеберт Камбрейский, давшие в начале XII века несколько дополнительных замечаний к предыдущим сочинениям.

В 1492 году Иоанн Триттенгейм, аббат спангеймский, издал сочинение «De scriptoribus ecclesiasticis» («О церковных писателях»). Оберт Мюрек дополнил его. Все перечисленные сочинения собраны в одно издание Альбертом Фабрилием (Гамбург, 1718).

XVII век открывает новую эру в патрологии. В её область вводится критика, и с этого времени она принимает научный характер. В 1613 году Роберт Беллармино издал сочинение «De scriptoribus ecclesiasticis». В 1633 году явилось издание Галлуа (Pierre Halloix) «Illustrium ecclesiae orientalis scriptorum qui sanctitate et eruditione floruerunt» (Дуэ).

Бенедиктинец Николай Нурри в 1703—1715 гг. издал в Лионе ряд диссертаций об отцах первых четырех веков и их учении: «Apparatus ad bibliothecam maximam veterum patrum et antiquorum scriptorum ecclesiasticorum». Луи Дюпен издал в 47 томах «Nouvelle bibliothéque des auteurs ecclésiastiques» («Новая библиотека церковных авторов») (P., 1686—1711).

Более прагматическое изложение патрологического материала дал Реми Селье в «Histoire generale des auteurs sacres et ecclesiastiques» (P., 1729—1763; в 1860-65 это сочинение, исправленное и дополненное корпорацией католических богословов, издано вновь). К этому сочинению следует присоединить Тиллемона («Mémoires pour servir á 1histoire ecclésiastique des six premiers siècles». P., 1693).

В XVIII веке для патрологии наступает период монографий. В 1789—1799 гг. бенедиктинец Люмпер издал прагматический курс Патрологии «Histoire théologique et critique de la vie, des écrits et de la doctrine des ss. Pères et dautres écrivains ecclésiastiques», ограничивающийся лишь тремя первыми веками. Бюсс в 1828 издал «Esquisse de 1histoire de la littérature chrétienne» (до XV в.).

Все это — труды католиков; протестанты игнорировали эту область: лишь W. Cave в 1677 году издал «Scriptonim ecclesiasticorum historia litteraria» (Gen., 1694—1699; Oxf., 1740—1743; Basel, 1741—1745) и написал «Lives of the most eminent Fathers of the first four Centuries» (Oxf., 1840). Первое из этих сочинений Т. Watton продолжил до XVII в. Менее замечательно сочинение Казимира Oudin «Commentarius de scriptoribus ecclesiasticis» (1722; до IV в.).

Одной из главнейших задач патрологов было издание самих текстов творений святых отцов в подлиннике. На первом месте между такими изданиями должен быть поставлен «Patrologiae cursus completus» аббата Миня, состоящий из 161 тома серии греческой и 222 томов латинской. В новейшее время в этом издании найдено множество неисправностей и недостатков; но оно навсегда останется ценным по обширному ученому материалу, собранному, в prolegomena, почти для каждого отца и церковного писателя, и по массе перепечатанных в нем лучших монографий прежнего времени.

Ряд новейших изданий, по лучшим спискам, восполняет и исправляет патрологию Миня. Сочинения так называемых «мужей апостольских» изданы в 1875 г. (с открытиями Вриенния включительно), в 1876—1877 гг. (изд. Гебгардта, Гарнака и Цана), в 1866—1877 (изд. Гильгенфельдта, «Novum testamentum extra canonem») и в 1878 г. (изд. Функа). Апологеты изданы в «Corpus apologetarum» Отто (2-е изд. 1876). Апологии Кодрата и Аристида, недавно найденные, изданы мехитаристами в 1878 г. Есть также новые издания творений отдельных св. отцов греческих и латинских. Из старых изданий еще не потеряли вполне значения: «Magna bibliotheca veterum Patrum» (изд. de la Bigne, Париж, 1575 г. и 1654 г.), «Maxima bibliotheca veterum Patrum» (Лион, 1677), «Bibliotheca graeco-latina veterum Patrum» Галанди (1763; 380 писателей, из которых 180 нет в предыдущих изданиях). В 1880 г. изданы в Инсбруке «SS. Patrum opuscula selecta» (41 т.). В 1875—1884 гг. кардинал Питра издал 2 тома вновь найденных им отрывков и целых сочинений отцов II—IV вв., до тех пор неизвестных. Питра насчитывает 66 церковных писателей от первых четырех веков, известных по историческим упоминаниям, но самые сочинения которых доселе не найдены.

Кроме изданных трудов много сочинений в рукописях рассеяно в разных библиотеках. Для обозрения их могут служить: Th. Spizel, «Les saints arcanes des biblioth èques célèbres devoilés» (1868; в этом же труде помещены обозрение греч. рукоп. в Мюнхенской и Трирской библиотеках Hervarta и базельской Ehingeŕa); Th. James, «Chois de manuscrits dOxford et de Cambridge» (1600); Thomassini для библиотек Падуанской (1639) и Венецианской (1640); Barvoet — для Эскуриальской (1648); Spannheim — для Лейденской (1674), Haes c hel — для Венской (1605); Ernst — для Медичийской во Флоренции (1641).