Троцкий в Испании — период в жизни Льва Троцкого, длившийся несколько недель, которые он провёл в Испании в 1916—1917 году.
Предыстория
Высылка из Франции
Активная журналистская работа и антивоенная пропаганда сделали Троцкого «крайне нежелательным» в глазах французских властей. В частности, в Марселе, куда прибывали все новые транспорты с «русским пушечным мясом», в одной из воинских частей произошёл бунт, быстро и жестоко подавленный французскими властями; у нескольких арестованных солдат обнаружили экземпляры газеты «Наше слово» с антивоенными материалами за авторством Троцкого. Реакция последовала незамедлительно: газету закрыли [ВД115].
В сентябре 1916 года «опасный подстрекатель» был вызван в префектуру Парижа, где ему вручили предписание о немедленной высылке из пределов Франции: не помогло и вмешательство французского депутата-социалиста Жана Лонге, протестовавшего против выдворения Троцкого и даже лично явившегося к премьер-министру и министру иностранных дел страны Аристиду Бриану [917].
Формально, парижская префектура информировала Льва Давидовича, что он будет отправлен в любую страну по его выбору, но одновременно его предупредили, что и Великобритания, и Италия (союзники Франции по Антанте) уже отказались предоставить ему политическое убежище; вслед за ними в визе революционеру отказала и нейтральная Швейцария. Оставалась Испания, куда Троцкий выехать отказался, считая её «европейской провинцией». В то же время там он мог не опасаться, что — в силу союзнических обязательств — его выдадут царским властям.
30 октября на квартиру к Троцкому явились два инспектора французской полиции и «препроводили» его на скорый поезд, шедший в направление испанской границы. Здесь его — фактически нелегально — перевели через пограничную линию из французского пограничного пункта Ирун в испанский город Сан-Себастьян: точнее, Троцкому показали, как можно без документов проехать через границу на трамвае.
В Испании
Лев Давидович в те годы не говорит по-испански и не знал никого в Испании. Из Сан-Себастьяна Троцкий, «потрясённый красотой океана», поехал в Мадрид, откуда повторно обратился с просьбой о визе в министерства иностранных дел Швейцарии и Италии. Одновременно, он составил открытое письмо основателю и лидеру французской социалистической партии Жюлю Геду (в те годы ставшему министром и выступавшему в поддержку продолжения войны), в котором публично объявил о «падении и позоре» французского социализма — не забыв напомнить человеку, являвшемуся в те годы «символ классового сотрудничества и сплочения в войне», о солдатах Русской императорской армии, отдававших свои жизни на французских полях сражений:
[918] .
Биограф Троцкого Пьер Бруэ считал, что революционер «никогда не питал иллюзий» по поводу возможности отменить указ о высылке из Франции: он лишь «продолжал бой», дабы получить дополнительный политический капитал[PB158].
В испанской столице Троцкий первоначально поселился в отеле Hotel de Paris, откуда переехал в небольшой дешевый пансион, где прожил полторы недели, посещая музеи и памятники средневековой архитектуры города — «созерцал сокровища Прадо: Рембрандта, Гойю, Веласкеса и Босха». Он также был удивлён испанском образом жизни: шумом в ночное время, «кричащими» улицами, а также — большим количествов банков и церквей.
Виз Троцкий не получил. А «в один прекрасный день» за ним опять пришли: на этот раз это были «два очень определенной внешности молодчика» [919]. В мадридской префектуре ему объявили, что он обязан «незамедлительно» покинуть территорию страны, а до этого — свобода «известного анархиста» будет подвергнута «некоторым ограничениям». Из столичной префектуры Троцкий отправили в местную тюрьму — Cárcel Modelo de Madrid — в которой он провёл следующие три дня (за это время у него успели снять отпечатки пальцев), после чего был выпущен под полицейский надзор. путевые издержки за счет испанского короля. Жизнь на юге Испании поразила будущего наркома своей провинциальностью - особенно, это было заметно по местной библиотеке:
За это время в Мадрид приехала жена Троцкого — Наталья Седова — с сыновьями, и всё семейство было отправлено в порт Кадис (Кадикс). После протестов в испанским парламенте (Кортесах), начатых депутатом Кастровидо, через нескольких недель революционеру было определено новое место высылки — город Барселона.
21 ноября 1916 года, ещё находясь в Кадисе, Троцкий написал для меньшевистской газеты «Начало» статью «Испанские впечатления. (Почти арабская сказка)» [920], где «в живой и остроумной форме» давал представление читателям о том, как он «провёл время» в мадридской тюрьме. В ней Троцкий создал образ испанских чиновников как «откровенных тупиц» и даже приписал одному из них фразу: «Ваши взгляды являются слишком передовыми (фр. trop avancées) для Испании». Возможно, это была первая и последняя публикация Троцкого в жанре фельетона.
Высылка в США
В Барселоне, после серии проволочек, семья Троцких-Седовых была посажена в каюту второго класса на пароходе «Монсеррат», принадлежавший Испанской трансатлантической компании, и отправлена в Нью-Йорк. Вскоре после отплытия судна испанские власти получили телеграмму от правительства Швейцарии, сообщавшей что Троцкому предоставлено право убежища в Альпийской республике.
Новый, 1917, год семья Троцкого встретила на борту испанского судна посреди Атлантического океана, а 13 января пароход пришвартовался в порту Нью-Йорка.
Воспоминания
В 1922 и 1926 годах в СССР были опубликованы воспоминания наркома (составленные, по его собственному выражению, «по записной книжке») о времени, проведённом им в Испании:
- Троцкий Л. Дело было в Испании (гл. I—VI) // Красная новь. — 1922. — Июль.
- Троцкий Л. Дело было в Испании (гл. VII—XVII) // Красная новь. — 1926. — Январь.
Это произведение затем вошло в девятый том собрания сочинений Троцкого, а также было издано отдельной книгой, содержавшей рисунки Константина Ротова:
- Дело было в Испании : (по записной книжке) / Л. Троцкий; рисунки худ. К. Ротова. — М.: Артель писателей «Круг», 1926. — 131, [2] с. — 10 000 экз.
Книга была переведена на испанский Андреем Нином и появилась в Мадриде в 1929 году, уже после высылки Троцкого в Турцию, под заглавием «Мои приключения в Испании» (исп. Mis peripecias en España); после чего она многократно переиздавалась — в том числе, и в XXI века — иногда под названием «Лев Троцкий в Испании» (исп. León Trotski en España).