Хуна — гавайское слово, которое использовал Макс Фридом Лонг в 1936 году для названия созданной им системы «практической магии», с помощью которой, по его утверждению, кахуны — жрецы, совершали их чудеса. Является частью движения Новое мышление.
История
М. Ф. Лонг прибыл на Гавайи в 1917 году для работы в качестве школьного учителя, где его интерес привлекли фольклор и местные религиозные верования, особенно сказания о кахунах — «экспертов», «мастеров своего дела», а именно те из них, кто занимался целительством и волшебством. В Оаху он становится учеником Уильяма Бригема — этнографа, смотрителя Епископского музея в Гонолулу.
В 1931 году М. Ф. Лонг покидает Гавайи, будучи убежденным, что он никогда не сможет познать тайну кахунов. Но в 1934 году он проснулся с «откровением», что секреты были закодированы в самом гавайском языке, должны существовать «названия частей этого магического искусства». Своё исследование он называет «Хуна» (от гавайского — «секрет», «тайное») и в 1936 году издаёт первую работу, посвящённую своему открытию. В 1945 году М. Ф. Лонг основал Общество по исследованию Хуна (англ. Huna Research Inc).
Принципы и верования
В основе учения Макса Фридома Лонга стоит принцип трёх «Я»: высшее, низшее и среднее, заимствованные по его словам из верований кахунов — unihipili — низшее «я» (чувствующее); uhane — среднее «я» (рациональное, мыслящее); aumakua — высшее «я» (духовное, связанное с божественным) .
Лонг полагал, что обнаружил древние «Истины», пришедшие на Гавайские острова из Древней Индии и Древнего Египта, так, например, он писал, что духовные адепты пришли на Гавайи из Египта, передав часть своих верований жрецам Индии.
В дальнейшем особую роль в распространении Хуна сыграл американский психолог, доктор наук, Серж Кахили Кинг, живущий и работающий на Гавайских островах. Он выразил принцип трёх «Я» М. Лонга следующим образом:
а также изложил семь принципов учения:
Связь учения Хуна с гавайскими верованиями
Коренной житель Гавайских островов, учёный Чарльз Кенн, признанный эксперт по гавайской истории и традиций, пишет: «Хотя исследование Хуна и является интересным… оно никогда не было гавайским.».
Гавайский автор Пали Джо Ли, исследователь Епископского Музея, которая долгое занималась изучением явления Хуна, отмечает, что беседуя с гавайскими старейшинами, все они отмечали, что Хуна к их верованиям не имеет отношение. Также Ли цитирует Теодора Келси, который в 1936 году пишет письмо Лонгу, где критикует его за неправильное использование терминов «unihipili» и «aumakua».
В соответствии с общепринятым словарём Pukui and Elbert Hawaiian dictionary, «unihipili» — являются духами умерших, «uhane» — это душа, дух или призрак, а «aumakua» — семейные или личные боги, обожествлённых предков, которые могли принять форму животных (Ср.: Культ предков). Ку, Лоно и Кано — имена различных гавайских богов.
В гавайском языке, термин Kahuna («мастер») используется для любого специалиста занимающийся той или иной деятельностью: травничеством, лечением болезней, строительством лодок, сельским хозяйством и др.