Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




08.08.2022


05.08.2022


05.08.2022


03.08.2022


02.08.2022


02.08.2022





Яндекс.Метрика

Экспериментальная психология

11.01.2022

Экспериментальная психология — общее обозначение всех видов научно-психологических исследований, осуществляемых посредством различных экспериментальных методов.

Экспериментальная психология представляет собой не какой-то особый вид психологии, а общий методологический подход, охватывающий самые различные области психологической науки.

Общие сведения

Экспериментальная методика в психологии сводится по преимуществу к лабораторным (реже — к естественным) исследованиям, в ходе которых осуществляется предварительное планирование и последующая организация максимально корректных (валидных) в научно-методологическом отношении экспериментов, имеющих то или иное отношение к самым различным областям психологической науки, включая почти все направления прикладной психологии.

В частности, очень большое значение для успешного развития экспериментальной психологии имеет разработка эффективных экспериментальных методов изучения различных проблем и вопросов, связанных с психофизиологией ощущений, восприятия, развития, внимания, сознания, обучения, памяти, мышления, языка.

В последнее время экспериментальные подходы стали активно применяться в социальной психологии, а также при исследовании психологических мотиваций и эмоций.

Главные принципы методологии

Методология экспериментальной психологии основывается на следующих принципах:

  • Общенаучные методологические принципы:
  • Принцип детерминизма. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.
  • Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.
  • Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.
  • Специфичные для психологии принципы
  • Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.
  • Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R=f(P,S), где R — поведение, P — личность, а S — ситуация.
  • Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.
  • Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)
  • Основные события в создании

    • XVI век — первые сведения о психологических экспериментах.
    • XVIII век — начало систематической постановки психологических экспериментов с научной целью (большей частью, опыты с элементарными зрительными ощущениями).
    • 1860 — публикация книги Г. Т. Фехнера «Элементы психофизики», основавшей психофизику и считающейся первой работой по экспериментальной психологии.
    • 1874 — публикация книги В. Вундта «Физиологическая психология».
    • 1879 — основание психологической лаборатории Вундта, в которой была создана первая научная психологическая школа.
    • 1885 — публикация работы Г. Эббингауза «О памяти», в которой автор приходит к пониманию задачи экспериментальной психологии в качестве установления функциональной связи между определёнными явлениями и определёнными факторами посредством решения каких-либо задач.

    Основные понятия

    • Валидность
    • Выборка
    • Гипотеза
      • Экспериментальная гипотеза
      • Статистическая гипотеза
    • Психологический эксперимент
      • Безупречный эксперимент
    • Психометрия
    • Психофизика

    Методы исследования в психологии

    В основе приведённой здесь классификации — классификация Б. Г. Ананьева, который объединил в ней все этапы психологического исследования, начиная от организационного и заканчивая интерпретационным. [Классификация Ананьева дана здесь с некоторыми изменениями.]

  • Организационная группа:
    • Сравнительный метод
    • Лонгитюдный метод
    • Комплексный метод (использование в комплексе и сравнительного, и лонгитюдного метода)
  • Группа эмпирических способов добывания данных (зависит от выбранного организационного метода):
    • Наблюдение и самонаблюдение (интроспекция)
    • Экспериментальные методы
      • Лабораторный эксперимент
      • Естественный эксперимент
      • Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент
      • Патопсихологический эксперимент
    • Психодиагностические методы
      • Социометрия
      • Стандартизированные и проективные тестовые методики
        • тест Люшера
        • графология
      • Вербально-коммуникативные методы
        • Метод беседы
          • Интервью
            • Клиническое интервью
        • Метод опроса
          • Анкеты и вопросники
          • Личностные тесты
    • Методы анализа процессов и продуктов жизнедеятельности (или праксиметрические методы)
      • Хронометраж
      • Циклография
      • Профессиография
    • Метод моделирования
    • Биографический метод
  • Все методы и приёмы обработки эмпирических данных:
    • Методы математической статистики
    • Методы качественной характеристики полученного материала
  • Интерпретационные методы
    • Генетический метод (анализ фаз развития)
    • Структурный метод (анализ систем и типов межсистемных связей)
      • Психография
  • Критика экспериментальной психологии

    С самого создания экспериментальной психологии ведутся дискуссии о применимости такого метода исследования, как эксперимент, в психологии. Существует две полярные точки зрения:

  • в психологии применение эксперимента принципиально невозможно и недопустимо;
  • психология как наука без эксперимента несостоятельна.
  • Первая точка зрения — о невозможности применения эксперимента — опирается на следующие положения:

    • Предмет исследования в психологии слишком сложен.
    • Предмет исследования в психологии слишком непостоянен, что приводит к невозможности соблюдать принцип верификации.
    • В психологическом эксперименте неминуемо субъект—субъектное взаимодействие (испытуемый—экспериментатор), что нарушает научную чистоту результатов.
    • Индивидуальная психика абсолютно уникальна, что лишает смысла психологическое измерение и эксперимент (невозможно обобщить полученные данные на всех индивидов).
    • Психика обладает внутренним свойством спонтанности, что затрудняет её предсказуемость.
    • И др.

    Противниками экспериментальных методов выступают многие приверженцы герменевтического подхода в психологии, основанного на методе понимания В. Дильтея.

    Сторонники второй точки зрения, обосновывающей целесообразность введения эксперимента в науку, утверждают, что эксперимент позволяет обнаружить принцип, лежащий в основе какого-либо явления. Эксперимент рассматривается как попытка лабораторного воссоздания упрощённой реальности, в которой её важные характеристики можно моделировать и контролировать. Цель эксперимента — оценить теоретические принципы, лежащие в основе психологического явления.

    Существует также точка зрения, которую можно воспринимать, как компромисс между двумя выше упомянутыми, — идея об уровнях психической организации. Согласно ей, есть шесть уровней психической регуляции (0 — физиологический уровень, 1 — психофизиологический уровень, 2 — уровень сенсорно-перцептивных процессов, 3 — интегративный уровень психики, 4 — уровень личности, 5 — уровень индивидуальности). Мощность естественно-научного метода имеет самое высокое значение при рассмотрении физиологических процессов и постепенно падает, стремясь к нулю на уровне индивидуальности. Соответственно, мощность герменевтического метода повышается, от нулевого значения на физиологическом уровне, до своего максимального значения на уровне индивидуальности. На диаграмме это отображается следующим образом:

    Задачи исследований в психологии

    Четыре общие взаимосвязанные задачи, стоящие перед научным исследованием: описать поведение, спрогнозировать поведение, объяснить поведение, управлять поведением.

    Описание поведения

    Выявление регулярных последовательностей событий, включая стимулы или внешние факторы и ответные реакции или поведение. Составление ясных и точных описаний — первый шаг в любых научных изысканиях, без которого невозможно предсказание и объяснение поведения.

    Прогнозирование поведения

    Обнаружение законов поведения (наличия постоянных и предсказуемых взаимосвязей между переменными) должно привести к осуществлению прогнозирования с той или иной степенью вероятности.

    Объяснение поведения

    Нахождение причин возникновения рассматриваемого поведения. Процесс установления причинно-следственных связей сложен и включает многие аспекты.

    Управление поведением

    Применение на практике законов поведения, открытых в ходе психологических исследований.

    Этические проблемы психологических исследований

    При работе с испытуемым необходимо соблюдать этику психологических исследований. В большинстве случаев нужно:

    • Получить согласие потенциального испытуемого, объяснив ему цель и задачи исследования, его роль в эксперименте в той мере, чтобы он был в состоянии принять ответственное решение о своём участии.
    • Защитить испытуемого от вреда и дискомфорта.
    • Позаботиться о конфиденциальности информации об испытуемых.
    • Полностью объяснить смысл и результаты исследования после окончания работы.

    При работе с животными:

    • Нельзя наносить животному вред и причинять страдания, если это не вызвано задачами исследования, определёнными утверждённой программой.
    • Необходимо обеспечить достаточно комфортабельные условия содержания.