Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




19.01.2022


18.01.2022


13.01.2022


12.01.2022


27.12.2021


17.12.2021





Яндекс.Метрика

Восточный иврит

13.01.2022

Восточный иврит (ивр. ‏עברית מזרחית‏‎ ʕivrīθ mizraxīθ/иврит мизрахит) — одна из произносительных норм библейского иврита. Используется в литургии евреев Ближнего Востока (мизрахим).

Сефардское произношение евреев из Испании сильно отличается от восточного, хотя многие сефарды жили в среде мизрахим. Из восточного иврита отдельно выделяют йеменский вариант, так как он имеет абсолютно иную систему произношения гласных.

Термином «восточный иврит» могут описывать также акцент евреев с Ближнего Востока, возникший как компромисс между современным израильским и восточным литургическим вариантами иврита.

Особенности

Следующие черты выделяются в произношении евреев арабских стран. К ним могут быть добавлены отдельные особенности, связанные с местным арабским диалектом.

  • Ударение стремится к последнему слогу, где бы оно ни было в стандартном библейском иврите.
  • א‬ произносится как гортанная смычка [ʔ], кроме случаев использования для обозначения гласной.
  • ב‬ без дагеша в одних странах произносится как [b] (напр. в Ираке), в других — как [v] (напр. в Марокко).
  • ג‬ без дагеша произносится как [ɣ] (арабский غ).
  • ד‬ без дагеша обычно — [d], но иногда встречается [ð] (как арабское ذ).
  • ו‬ в Ираке и Йемене [w], в других странах [v].
  • ח‬ произносится как [ħ] (арабский ح).
  • ט‬ = [tˤ] = ط
  • כ‬ произносится [x]
  • ע‬ = ʕ = ع
  • צ‬ = [sˤ] = ص
  • ק‬ обычно произносится как qق, но иногда встречается [k], [g], [ʕ].
  • ר‬ обычно дрожащий [r], но багдадские евреи произносят его как увулярный [ʀ], ближе как арабскому غ.
  • ת‬ без дагеша в одних странах [t] (под влиянием сефардского и арабского диалектного произношения), в других (в Ираке, Йемене) — [θ] (ар. ث).
  • Гласные близки к сефардскому произношению, в частности цере=[e:], холам=[o:], большой камац=[a:].

Произношение евреев из неарабских стран отличается в некоторых аспектах. Так, персидские евреи не артикулируют арабские [ħ] и [tˤ], а большой камац произносят как [ɒ] (долгое [ā] в фарси).

История

В талмудическую эпоху было замечено, что произношение иврита и арамейского в Галилее (и, возможно, Сирии) отличается от произношения в Иудее и Вавилонии, прежде всего отсутствием произношения букв ע, ח, ה‬. Эта особенность до сих пор присутствует в самаритянском иврите.

После арабского завоевания Палестины и Месопотамии масореты проделали огромную работу по стандартизации и очищению произношения библейского иврита, испытывая влияние арабских грамматистов своей эпохи. Одним из последствий этого было установление произношения гортанных звуков так, как произносятся их арабские аналоги.

Были созданы три системы огласовки: вавилонская, тивериадская и палестинская, из которых наиболее распространилась тивериадская.

Процесс сближения с арабским дальше всего зашёл у вавилонских евреев. Например, в классическом арабском и некоторых месопотамских диалектах нет различия между звуками [e] и [a], и в соответствие с вавилонским произношением иврита нет различий между патахом (а), сеголем (е) и подвижным шва (ә), все они произносятся ближе к [æ]. Такое произношение до сих пор сохранено в йеменских общинах. В левантийских арабских диалектах, напротив, существует различие между [a] и [e], поэтому их различают палестинская и тивериадская системы.

Сефарды, после изгнания их из Испании в 1492 году, переселились в страны мусульман и заняли там высокие позиции, смешиваясь и влияя на местных евреев. Из-за этого, например, в Ираке закрепилось различение [a] и [e], которое отвергала вавилонская система произношения.