Осиновецкий порт – один из двух портов, созданных специально для обеспечения работы водой трассы Дороги жизни в годы блокады Ленинграда.
Наряду с Кобоно-Кареджским, Осиновецкий порт был построен и оборудован таким образом, чтобы обеспечить возможность принимать корабли всех типов, какие ходили на Ладожском озере.
В зимнее время года, когда на Ладоге устанавливался надёжный лёд, между двумя портами проходила кратчайшая прямая дорога по льду озера.
К порту была подведена железнодорожная ветка, позволявшая доставлять грузы непосредственно в порт, а также забирать их и пассажиров напрямую оттуда.
Ныне порт не уцелел. На месте, где находился Осиновецкий порт, сейчас расположился городской пляж.
Уцелевшей является только прилегающая к Осиновецкому маяку территория, а также сам маяк, который продолжает быть действующим.
История создания Осиновецкого порта
Решение о создании порта на территории Осиновца было принято 9 сентября 1941 года, после падения Шлиссельбурга.
Первые два причала Осиновецкого порта открыли спустя две с половиной недели. Далее в течение месяца порт достраивался и вводился в строй, когда первые причалы уже принимали суда. Всего было построено четырнадцать пирсов.
Для обеспечения работы Осиновецкого порта на прилегающей территории было построено три станции железной дороги – Костыль, Болт и станция Осиновец.
С весны 1942 года, с началом первой блокадной навигации, порт в Осиновце начал полноценно принимать тяжёлые грузы.
Ежесуточно порт мог принимать и обрабатывать до двух тысяч тонн различных видов грузов, являясь на тот момент самым крупным озёрным портом в стране.
Зимой на прилегающей территории порта работал судоремонтный завод.
На территории порта для обеспечения безопасности работало четыре пожарных станции.