Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер



















Яндекс.Метрика

Мариенгоф, Анатолий Борисович

Анатолий Борисович Мариенгоф (24 июня [6 июля] 1897, Нижний Новгород — 24 июня 1962, Ленинград) — русский поэт-имажинист, теоретик искусства, прозаик и драматург, мемуарист.

Биография

Родился в купеческо-дворянской семье. Отец — купец второй гильдии Борис Михайлович Мариенгоф (1867—1918), еврейского происхождения, был приписан из мещан города Митавы Курляндской губернии в нижегородское купечество; 4 мая 1894 года в Нижнем Новгороде принял православие и 26 сентября того же 1894 года заключил брак с Александрой Николаевной Мариенгоф (урождённая Хлопова, 1870—1913). Матери, которая родилась в имении под Ардатовом, принадлежал деревянный одноэтажный дом с мезонином в первой Кремлевской части Нижнего Новгорода. В 1911 году семья проживала на Большой Покровской улице, дом № 10 (Чесноковa и Кудряшовa).

Анатолий Мариенгоф учился в Нижегородском дворянском институте императора Александра II. Детство его прошло под сильнейшим влиянием отца. В обширных мемуарах писателя, созданных во второй половине столетия, тому отводилась роль наиболее здравомыслящего и тонкого человека среди всего тогдашнего окружения Анатолия, да и среди позднейших знакомств. Борис Михайлович участвовал и в формировании литературного вкуса сына. Чрезвычайная антирелигиозность Анатолия Мариенгофа, судя по всему, также была воспитана отцом.

В 1913 году, после смерти жены, отец Мариенгофа, воспользовавшись приглашением английского акционерного общества «Граммофон», стал его представителем в Пензе и переехал туда с детьми (у Анатолия была ещё младшая сестра Руфина). Там Анатолий продолжил учёбу в 3-й частной гимназии С. А. Пономарёва, где в 1914 году издавал журнал «Мираж», «более чем наполовину заполняя его собственными стихами, рассказами, статейками…» Здание Пономарёвской гимназии в Пензе сохранилось до наших дней, и в 2015 году на нём была торжественно открыта мемориальная доска Мариенгофу.

Неординарным событием для молодого Мариенгофа явилось путешествие летом 1914 года по Балтике на учебной парусной шхуне «Утро». Он побывал в Финляндии, Швеции и Дании и даже получил матросское свидетельство, чем чрезвычайно гордился. Однако плавание прервалось: началась Первая мировая война.

В 1916 году Мариенгоф окончил гимназию и уехал в Москву, где поступил на юридический факультет Московского университета. Не проучившись там и полгода, он попал на фронт[прояснить], где в составе инженерно-строительной дружины занимался устройством дорог и мостов.

На фронте он продолжал писать стихи. В том же году появляется первая пьеса в стихах «Жмурки Пьеретты».

В 1917 году, пока он ехал в отпуск, произошла революция. Возвратившись в Пензу, с головой уходит в литературу. Его произведения выходят в нескольких поэтических сборниках, а в 1918 году он выпускает первую собственную книжку под названием «Витрина сердца». Там же он организует поэтический кружок, в котором состоят его соученик по гимназии поэт Иван Старцев и художник Виталий Усенко.

Летом в город вошёл Чехословацкий корпус. От случайной пули погиб отец. После этого трагического события Анатолий Мариенгоф навсегда покинул Пензу и переехал в Москву, где остановился у своего двоюродного брата Бориса и совершенно случайно показал свои стихи Бухарину, бывшему на тот момент главным редактором «Правды». Стихи Бухарину не понравились, но талант в молодом человеке он разглядел и устроил его литературным секретарём издательства ВЦИК, которым руководил по совместительству.

Вскоре в издательстве ВЦИК происходит его встреча с Сергеем Есениным, имевшая существенное значение в судьбах обоих, а после — знакомство с В. Шершеневичем и Рюриком Ивневым. Они называют себя имажинистами, о чём заявляют «Декларацией», опубликовав её в январе 1919 года в журнале «Сирена» (Воронеж).

С Есениным Мариенгофа связала тесная дружба. Осенью 1919 года они поселяются вместе и на несколько лет становятся почти неразлучны. Вместе ездят по стране: летом 1919 года побывали в Петрограде, весной 1920 года — в Харькове, летом — в Ростове-на-Дону, на Кавказе. Публикуют в печати письма друг к другу, чем вызывают негодование критиков. Есенин посвящает Мариенгофу поэму «Сорокоуст», драму «Пугачёв», стихотворения «Я последний поэт деревни» и «Прощание с Мариенгофом».

31 декабря 1922 года Мариенгоф женится на артистке Камерного театра А. Б. Никритиной. В браке родился сын Кирилл (10.07.1923, Одесса — 4.03.1940, Ленинград).

В 1924—1925 годах Мариенгоф работал заведующим сценарным отделом «Пролеткино», вскоре также начал писать киносценарии. Всего их было создано около десяти. В 1928 году вместе с Никритиной, получившей работу в БДТ, Мариенгоф переехал в Ленинград, где прожил до конца жизни.

В 1928 году в берлинском издательстве «Петрополис» вышел роман «Циники» (в СССР издан только в 1988 г., см. ниже раздел «Издания»). Публикация «Циников», равно как и следующего романа «Бритый человек», вышедшего в том же издательстве в 1930 году, принесла Мариенгофу массу неприятностей, писатель был подвергнут в СССР травле. Это привело к тому, что 1 ноября 1929 года он направил письмо в правление МО Всероссийского союза советских писателей, где признал, что «появление за рубежом произведения, не разрешённого в СССР, недопустимо».

В вышедшем в 1932 году VI томе «Литературной энциклопедии» его творчество характеризуется как «один из продуктов распада буржуазного искусства после победы пролетарской революции». Романы «Циники» и «Бритый человек» в статье даже не были упомянуты.

Сын Кирилл покончил жизнь самоубийством (повесился) в марте 1940 года. Причины до настоящего времени не установлены.

Примерно в это же время на театральных площадках Москвы идёт спектакль «Шут Балакирев» по одноимённой пьесе Мариенгофа.

В июне 1941 года приходит на Ленинградское радио и читает баллады (очерки в стихах), тут же звучавшие в выпусках «Радиохроники». Вскоре вместе с Большим драматическим театром Мариенгоф и его жена были эвакуированы в Киров, где прожили около трёх лет.

В послевоенное время против А. Б. Мариенгофа и М. Э. Козакова была развёрнута травля за их пьесы «Золотой обруч», «Преступление на улице Марата» и «Остров Великих Надежд».

В 1948 году написал пьесу в духе борьбы с космополитизмом «Суд жизни», но она не была принята к постановке.

В 1953—1956 годах написал ещё одну автобиографическую книгу («Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги»), в которой рассказал о детстве и юности, дополнив портрет Есенина. После смерти Мариенгофа была опубликована её сокращённая и приглаженная цензурой версия (под названием «Роман с друзьями»), а в полном виде книга вышла только в 1988 году (см. ниже раздел «Издания»).

Скончался 24 июня 1962 года (в день своего рождения по старому стилю) в Ленинграде. Похоронен на Богословском кладбище.

Творчество

После революции Мариенгоф знакомится с Есениным. Есенин сводит его с другими молодыми поэтами, возникает новое направление в поэзии — имажинизм. Вместе они участвовали в выпуске четырёх номеров журнала «Гостиница для путешествующих в прекрасном» и ряда сборников «Имажинисты».

Иосиф Бродский написал о Мариенгофе, что тот был первым, кто применил «киноглаз» в русской литературе. Увлечение Бродского Мариенгофом упоминается также Александром Генисом в воспоминаниях о Сергее Довлатове: «Мариенгоф, автор книги „Циники“, которую Бродский со свойственной ему отчаянностью назвал лучшим русским романом». Булат Окуджава, Николай Глазков и Ян Сатуновский посвящали ему свои стихотворения.

Увековечение памяти

Мариенгофа ещё при жизни часто рисовали известные художники, а скульпторы лепили с него изваяния. Началось всё с портрета Георгия Якулова и графики Бориса Эрдмана — художников Московского Ордена имажинистов. А позже появились портрет работы Владимира Лебедева, а также скульптуры Сарры Лебедевой и Дмитрия Шварца.

В сентябре 2014 года с предложением об увековечении в Пензе памяти А. Б. Мариенгофа к пензенским властям обращался писатель Захар Прилепин и ряд деятелей культуры. 11 сентября 2015 года в Пензе была торжественно открыта мемориальная доска Анатолию Мариенгофу на здании бывшей частной 3-й мужской гимназии С. А. Пономарёва (Пономарёвской гимназии), в которой будущий поэт и драматург учился с 1913 по 1916 годы (ул. Московская, 34). Автор мемориальной доски — скульптор, член Союза художников России Александр Хачатурян. В церемонии открытия приняли участие мэр Пензы Юрий Кривов и председатель Пензенской городской Думы Виктор Кувайцев.

25 февраля 2016 года в Нижнем Новгороде писатель Захар Прилепин и федеральный инспектор по Нижегородской области Денис Москвин открыли мемориальную доску по адресу Большая Покровская, 10-в. В этом доме Мариенгоф прожил с 1897 по 1913 годы.

17 июня 2016 года в деревне Плетниха Пильнинского района Нижегородской области появилась улица Мариенгофа.

Захар Прилепин написал о Мариенгофе книгу в серии «Жизнь замечательных людей».

В феврале 2019 года вышла наиболее полная биография Мариенгофа, подготовленная Олегом Демидовым.

Адрес в Нижнем Новгороде

  • 1897—1913 — улица Большая Покровская, 10-в

Адреса в Москве

  • 1918—1919 — улица Петровка, 19, в квартире зятя аптекаря Г. И. Габриловича;
  • 1919—1920 (начало марта) — Богословский пер., 3, кв. 11, ныне Петровский пер., 5, в квартире Короткова Карпа Егоровича;
  • 1920 (начало марта) — 1920 (июнь) — Георгиевский (ныне Вспольный) пер., 15, кв. 5, в квартире Быстрова Семёна Федоровича;
  • 1920 (ноябрь) — 1928 — Богословский пер., 3, кв. 46, ныне Петровский пер., 5.

Адреса в Ленинграде

  • 1928—1930 — Улица Марата, 47, кв. 30
  • 1931—1941 — Кирочная ул./ул. Салтыкова-Щедрина, 24, кв. 37;
  • 1944—1962 — Бородинская улица, 13;

Произведения

  • Витрина сердца — «Див», 1918
  • Кондитерская солнц — М., Имажинисты, 1919
  • Буян-Остров. Имажинизм — М., Имажинисты, 1920
  • Руки галстуком — М., Имажинисты,1920
  • Стихами чванствую — М., Имажинисты, 1920
  • Тучелёт (книга поэм) — М., Имажинисты, 1921, тираж 1000 экз.
  • Разочарование — М., Имажинисты, 1922
  • Заговор дураков — М., Имажинисты, 1922
  • Двуногие — М., изд. автора,1925
  • Новый Мариенгоф (1922-26) — М., Современная Россия, 1926
  • Воспоминания о Сергее Есенине — М., Огонёк,1926
  • Роман без вранья — Л., Прибой, 1927, 1928, 1929
  • Такса-клякса — Л., Радуга, 1927
  • Циники — Берлин, 1928
  • Мяч проказник — Л., Радуга, 1928
  • Бритый человек — Берлин, Петрополис, 1930
  • Бобка-физкультурник — М., ГИЗ, 1930
  • Екатерина — 1936
  • Шут Балакирев — Л.-М., Искусство, 1940
  • Поэмы войны — Киров, 1942
  • Пять баллад — Киров, 1942
  • Ленинградские подруги — М., 1943
  • Мистер Б — М., 1943
  • Наша девушка — М., 1943
  • Совершенная виктория — М., 1943
  • Егоровна — М., 1945
  • Суд жизни — 1948
  • Рождение поэта — Л.-М., Искусство, 1951
  • Мама — М., 1953
  • Странный характер (сборник пьес) — М., Искусство, 1955
  • Маленькие комедии — Л.-М., Искусство, 1957
  • Не пищать! — Л.-М., Искусство, 1959 (в соавторстве с М. Козаковым; по произведениям А. С. Макаренко)
  • Рождение поэта. Шут Балакирев. Пьесы — Л., Советский писатель, 1959

Посмертные издания

  • Роман с друзьями — журнал «Октябрь», №№ 10—11, 1965
  • Стихи. — 1969 (День Поэзии)
  • Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги. Роман без вранья. Циники — 1988; 1990
  • Циники — журнал «Глаз. Дайджест новой русской литературы» № 1, 1991
  • Это вам, потомки! Записки сорокалетнего мужчины. Екатерина. — СПб.: Петро-РИФ, 1994
  • Бессмертная трилогия — 1998
  • Стихотворения и поэмы. — СПб.: Академический проспект, 2002. — ISBN S-7331-0138-S (Библиотека поэта)

Издания

  • Мариенгоф А. Роман без вранья; Циники; Мой век…: Романы / Сост., подгот. текста, послесл. Б. Аверина. — Л.: Худож. лит., 1988. — 480 с. Тираж 200 000 экз. ISBN 5-280-00901-6.
  • Мариенгоф А. Стихотворения и поэмы. — Спб.: Академический проект, 2001. — 350 с. (Новая библиотека поэта. Малая серия). ISBN 5-7331-0138-5.
  • Мариенгоф А. Б. Собрание сочинений в 3-х томах. / Сост., подгот. текста, комментарии О. Демидов. Т. 1: Стихи; Драмы; Произведения для детей; Очерки; Статьи; Коллективное: манифесты и письма; Письма; Комментарии / Вступ. ст. З. Прилепина. Т. 2: Кн. 1: Проза; Мемуары; Комментарии / Вступ. ст. Т. Хуттуненa. Кн. 2: Мемуары; Комментарии. Т. 3: Пьесы; Послесловие А. Колобродова; Комментарии / Вступ. ст. В. Сухова. — М.: Книжный клуб Книговек, 2013. ISBN 978-5-4224-0737-8.
  • Мариенгоф А. Б. Циники: роман «Циники», стихотворения / Сост., подгот. текста и вступ. статья О. Демидов — М.: Книжный клуб Книговек, 2016 — 368 с. (Поэты в стихах и прозе)

На экране

Сценарии

  • 1928 — Дом на Трубной («Параша») (в соавторстве с Беллой Зорич, Вадимом Шершеневичем, Виктором Шкловским, Николаем Эрдманом)
  • 1928 — Проданный аппетит («Филантроп») (в соавторстве с Николаем Эрдманом)
  • 1929 — Веселая канарейка («Железный ящик») (в соавторстве с Борисом Гусманом)
  • 1929 — Живой труп («Законный брак») (в соавторстве с Борисом Гусманом)
  • 1929 — Посторонняя женщина («Сплетня», «Баба», «Ревность») (в соавторстве с Николаем Эрдманом)
  • 1936 — О странностях любви (в соавторстве с Борисом Гусманом)

Экранизации

  • Циники (фильм) (1991)

Киновоплощения

  • Андрей Зайков — «Золотая голова на плахе», 2004
  • Дмитрий Щербина — «Есенин», 2005