Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер



















Яндекс.Метрика

Бахрам V

Бахрам V Гур — царь царей (шахиншах) Ирана, правил в 420/421438/439 годах. Из династии Сасанидов. Сын Йездигерда I и Шошандухт, дочери еврейского эксиларха.

Борьба за престол

Бахрам V воспитывался у арабского правителя, царя Хиры Мундира I. Хира, расположенная на нижнем течении Евфрата, была столицей арабов-Лахмидов, союзных, а впоследствии подчинённых Ирану царей. Когда юноша вырос, он вернулся в Ктесифон, но в силу каких-то причин отец лишил его прав на трон и подверг фактически домашнему аресту. Затем шах смилостивился и позволил сыну уехать обратно к Мундиру, заменившему юноше отца.

По смерти Йездигерда I царство персов охватила смута. Знать, недовольная его правлением, пыталась отстранить от власти всех его сыновей. Вельможи убили старшего брата Бахрама, царя Армении Шапура, и посадили на престол некого Хосрова, отпрыска боковой линии династии Сасанидов. Бахрам обратился за помощью к Мундиру I, и тот дал ему воинов. С их помощью Бахрам вступил в Ктесифон, но не стал казнить соперника, которому уже успела присягнуть часть знати. По Фирдоуси, для новых выборов шаха был созван совет. Выбирали сначала из тридцати кандидатов на роль царя, в конце концов осталось двое — Бахрам и Хосров. Туда же были доставлены члены знатных родов, жестоко изувеченные в царствование его отца, и, при виде их, мнение членов совета склонилось не в пользу Бахрама. Его не желали избрать царём лишь потому, что он был сыном Йездигерда I. По легенде, Бахрам предложил истинно царский способ решить вопрос о власти — кулах (персидский царский венец) положили между двумя львами и оба претендента должны были попытаться его забрать. Хосров, будучи весьма преклонных лет, отказался, а Бахрам убил обоих львов палицей, взял корону и стал шахом. Первым делом новый государь продемонстрировал свою добрую волю, простив должникам недоимки казне (предание говорит о 70 миллионах серебряных монет, то есть о 280 т серебра) и богато одарив своего соперника Хосрова.

Возвышение Михр-Нарсе

Многие исследователи отмечают зависимость царя от аристократии, диктовавшей ему свою волю. При Бахраме V огромную власть приобрёл вазург-фраматар (верховный везир) Михр-Нарсе, занимавший этот пост со времён Йездигерда I. Бахрам V почти не занимался делами, отдавшись развлечениям и удовольствиям. Он был смелый охотник, утонченный любовник и большой любитель пиров. Михр-Нарсе сумел скопить сказочные богатства и обеспечить достойные посты своим детям. Один его сын стал хербедан хербедом (главой жреческого сословия), второй — вастриошан саларом (главой земледельцев), третий — артештаран саларом (главой сословия воинов). С именем этого всесильного временщика связывают обширное строительство в центральных областях Ирана, а также проведение антихристианской политики, в конечном итоге направленной на конфронтацию с Восточно-римской империей.

Взаимоотношения с Византией

Как указывает Сократ Схоластик, Бахрам V, «побуждаемый волхвами» (то есть магами-зороастрийцами) начал притеснять христиан, подвергая их различным казням и пыткам, и многие из них бежали в Византию. Справедливости ради, следует отметить, что это епископ Суз Авда разрушил какой-то зороастрийский храм и в ответ на это персы предприняли гонения на христиан, и что этот инцидент произошёл ещё в конце правления Йездигерда I. Отказ византийских властей выдать беглецов, а также грабежи, которым подвергались караваны византийских купцов, послужили поводом для военного конфликта. Персидские войска возглавлял Михр-Нарсе, ромейские — магистр Ардавур. Так, по рассказу Мовсеса Хоренаци, персы во главе с Бахрамом V месяц осаждали Феодосиополь, а согласно Сократу Схоластику, византийцы под руководством Ардавура вторглись и разорили Азазину, а также осадили Нисибин и вторглись в Северную Месопотамию. В любом случае, война складывалась в пользу византийцев, однако вторжение гуннов во Фракию в 422 году вынудило Византию заключить мир с Персией на менее выгодных условиях, чем предполагалось ранее. Византийская империя потребовала разрешить иранским христианам беспрепятственно исповедовать свою веру, гарантировав то же самое в отношении зороастрийцев, живших в Византии. Однако христианам это условие было выгоднее, ибо количество зороастрийцев в Византии было ничтожным, в отличие от числа христиан в Иране. По другим условиям соглашения Византия брала на себя обязательство платить Ирану за охрану от варваров Сасанидскими войсками Кавказских ворот, и обе стороны обязались не возводить на границе новых крепостей.

При Бахраме V собор епископов Ирана (424 год) объявил об отделении своей церкви от византийской.

Оборона восточных границ

При Бахраме V Сасанидский Иран столкнулся с проблемой обороны восточных рубежей от племён, с которыми, случалось, конфликтовал и ранее, но никогда не воевал масштабно. Речь идёт о хионитах, кидаритах и эфталитах. Хиониты происходили из степей Приаралья и были Ирану хорошо известны со времён Шапура II. Держава эфталитов же, возникнув в конце IV века на территории Бактрии, распространилась через несколько десятилетий на куда большую территорию, включая Среднюю Азию, восточный Афганистан, северно-западную Индию. По одной из принятых точек зрения, эфталитами называли хионитов, по распространённому имени их правителей — Эфтал. Поздние источники начинают смешивать эфталитов с кидаритами (знакомым китайским хронистам как юэчжи), ещё одним могущественным народом Востока, в начале V века обосновавшемся вокруг Каршинского оазиса. Как отмечается, источники не приводят чётких различий между кидаритами, хионитами и эфталитами, что, возможно, отражает действительное смешение народов и правителей. Выяснению истины мешает традиция средневековых историков именовать любые восточные племена «гуннами» (византийские источники) или «тюрками» (арабо-персидские источники), особо не разбираясь в тонкостях. Поэтому сейчас сложно понять, против кого именно были направлены походы Бахрама V в Средней Азии и Прикаспии. Известно лишь, что шакиншаху пришлось, оставив в Ктесифоне вместо себя своего брата Нарсе, через Азербайджан, Табаристан, Гурган, — дойти до окрестностей Мерва, где хозяйничали вторгшиеся в Иран «тюрки». В ночной битве у этого города персы одержали над врагами победу и прогнали их за Амударью (Джейхун). Где-то там, по преданию, шах воздвиг башню, обозначавшую конец владений Ирана.

События в Армении

В 429 году была ликвидирована царская власть в Персармении. Отныне страну возглавлял назначаемый царём чиновник-марзпан (перс либо армянин), живший сперва в Арташате, а со второй половины V века — в Двине. Марзпаны не имели владетельных прав и назначались временно. Территория марзпанской Армении стала меньше исходной царской, так как ряд земель были административно отнесены к сопредельным с марзпанством персидским областям.

Бахрам V в легендах

Серебряное блюдо с изображением Бахрама Гура и Азадэ, найденное в кладе близ деревни Турушево летом 1929 года. Конец VI — начало VII века. Диаметр 21,7 см. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Про Бахрама V существует много легенд дошедших до нас в мусульманских преданиях, основанных на сочинениях позднесасанидского периода. Образ Бахрама V наделяется в них чертами то идеального царя, полководца, богатыря, героя-любовника (за это в средневековой традиции шах приобрёл прозвище «Гур», то есть онагр, дикий осёл) и (по мнению некоторых нынешних учёных) даже Веретрагны, то марионетки на троне, заинтересованной лишь в удовольствиях, так что порой трудно судить о том, где в этих легендах — правда, а где — анекдот. Понятно, однако, что если сведения о тысяче жён в ста гаремах могли иметь под собой какие-то основания, то рассказы о многочисленных победах шаха над драконами во время поездки в далёкую Индию и многое подобное у современного читателя доверия не вызывают. А вот введение в армии лучшей техники стрельбы из лука, заимствованной у арабов, вполне правдоподобно.

У Фирдоуси в «Шахнаме» есть увлекательный рассказ о неудачной попытке царя запретить зороастрийцам пить вино, заменив его чтением благочестивых книг. Про шаха также рассказывают (распространённый сюжет на Востоке), что он тайно ездил, в неузнаваемом обличье, по стране, щедро награждая достойных и карая грешников.

Прославляют Бахрама V и как великого любителя охоты. Он так страстно ей предавался, что, по преданию, растоптал верблюдом свою любимую наложницу Азадэ, которая сначала подстрекала его совершить невероятно искусный, но и жестокий выстрел (отбив стрелой рога оленю, он превратил «самца в самку», а воткнув две стрелы в голову оленихе — «самку в самца»), а после сама же и пожалела раненых животных. Эта сцена охоты с верблюда Бахрама Гура и Азадэ — известный сюжет, неоднократно воспроизводившийся в Средневековье, в частности, на серебряных блюдах. Вообще Бахрам, убивающий на охоте зверей, — излюбленный персонаж персидского искусства.

Алишер Навои также рисует образ Бахрама как страстного любителя охоты и вина в своем произведении Семь планет.

Гибель Бахрама V

Согласно одной из легенд, на охоте он и исчез: вместе с конём провалился в глубокую яму. Современные историки полагают, что шах скорее всего, как и его отец, был убит придворными.

Правил Бахрам V 18 лет и 10 месяцев (хотя есть и другие сроки продолжительности правления — 18 лет и 11 месяцев, 19 лет и 11 месяцев, и даже 23 года).