Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер



















Яндекс.Метрика

Симфония № 8 (Шуберт)

«Неоконченная симфония» си минор DV 759 (нем. Unvollendete; при издании был присвоен № 8) — одно из самых знаменитых симфонических произведений австрийского композитора Франца Шуберта. Написана осенью 1822 года.

Проблема незавершённости

Шуберт создавал симфонию сначала в виде наброска («дирекциона») на двух строчках и лишь затем — в партитуре. Сохранились наброски-дирекционы трёх частей, в партитуре Шуберт записал лишь две первые части симфонии, сохранилось также начало партитуры третьей части!

Симфония посвящена любительскому музыкальному обществу в Граце, которому в 1824 году были представлены 2 первые части.

Рукопись была сохранена другом Шуберта Ансельмом Хюттенбреннером, у которого её обнаружил венский дирижёр Иоганн Хербек, впервые исполнивший симфонию в концерте венского Общества любителей музыки 17 декабря 1865 года. (Прозвучали завершённые Шубертом первые две части, а вместо отсутствующих 3-й и 4-й частей была исполнена финальная часть из ранней Третьей симфонии Шуберта ре мажор DV 200.)

В 1866 году симфония была опубликована (в виде первых двух частей).

После 1822 года Шуберт к симфонии не возвращался, причины прекращения работы над ней неизвестны.

Не исключено, что 3-я и 4-я часть симфонии были попросту утрачены, так как рукописи её хранились у других людей.

Долгое время была распространена точка зрения (которую отстаивали некоторые музыковеды), что двухчастность этой симфонии в действительности не означает её незавершённость, так как две известные части оставляют впечатление цельности и исчерпанности. С их точки зрения, «Неоконченная» Шуберта считается первым симфоническим произведением, в котором воплотились основные черты раннего романтизма; отказ от четырёхчастного цикла классической симфонии, как в сторону увеличения, так и в сторону сокращения количества частей, в дальнейшем стал обычным для творчества композиторов-романтиков. Однако против этой версии говорит то, что завершённые Шубертом первые две части написаны в разных, далёких друг от друга тональностях. (Такие случаи не встречались ни до, ни после него.) Кроме того, помимо Симфонии си минор у Шуберта немало других поистине гениальных, смелых по замыслу сочинений, оставшихся неоконченными (среди них - Струнный квартет до минор DV 703, фортепианные сонаты До-мажор DV 840, Фа-диез минор DV 571 и др.).

Ещё в XIX веке предпринимались попытки завершения «Неоконченной» симфонии другими композиторами. В настоящее время существует несколько вариантов завершения «Неоконченной» симфонии — в частности, варианты английского музыковеда Брайана Ньюбоулда и российского композитора Антона Сафронова.

Борисом Тищенко было выдвинуто ещё одно предположение: тональный план шубертовской симфонии по всем канонам того времени должен был бы оканчиваться си мажором, однако медных духовых инструментов, которые могли бы играть в этой тональности, на тот момент в оркестре не существовало. (Как продолжение симфонии Шуберта была задумана Восьмая симфония Тищенко (2008), которая впервые прозвучала 20 декабря 2008 года в одном концерте с произведением Шуберта.) Однако предположение это малоубедительно: тональность си мажор хотя и была исключительно редкой для оркестра венских классиков, но, тем не менее, ещё у Гайдна имеется симфония в этой тональности (Hob I:46, 1772), написанная за полвека до Шуберта, где он как раз использует эти медные духовые инструменты. Во-вторых - если бы таких инструментов не было во времена Шуберта, он бы вряд ли вообще начал писать симфонию, которая заведомо должна была завершиться в "неупотребительной" (якобы) тональности.

Краткий анализ частей

I часть

Начинается сосредоточенной темой басов, создающей образ тягостного размышления, печальной непреложности. Это своеобразный эпиграф. В развитии частей он играет важную роль. Затем на фоне трепетного, словно чем-то скованного движения скрипок, гобой и кларнет распевают задумчиво печальную мелодию. На смену ей идёт другая — вальсовая, юношески порывистая, светлая и ласковая. Обе темы песенны. Но уже в первой возникают тревожные акценты, а развитие второй прерывают резкие вторжения трагических аккордов, предвестников драмы. В разработке бурное волнение усиливает, обостряет контрасты, наконец получает выход в беспокойном «беге» скрипичных пассажей, в грозном, как веление судьбы, звучании темы — эпиграфа. Возвращающаяся в репризе тема не приносит успокоения, и потому, в конце вновь, подобно неразрешенному вопросу, появляется тема-эпиграф.

II часть

Музыка погружает в атмосферу глубокого поэтичного лирического высказывания. Певучие темы сменяют друг друга, варьируя оттенки мечтательного состояния — то светлого, то чуть грустного. Лишь изредка оно нарушается кратковременными, но напряженными взлетами — отголосками недавней драмы.