«Неоконченная пьеса для механического пианино» — фильм Никиты Михалкова, снятый в 1977 году по мотивам юношеской пьесы Чехова «Безотцовщина».
Картина снималась в Пущино, на берегу Оки, где в полукилометре от гостиницы находилась заброшенная усадьба Арцыбашевых (XVIII век) — двухэтажный каменный дом и старый парк с заросшими аллеями и прудами.
Сюжет
Летом в усадьбе генеральской вдовы Анны Петровны Войницевой собираются гости: доктор Трилецкий, господин Петрин (кредитор хозяйки), Порфирий Семёнович Глагольев (обожатель Анны Петровны), соседи Платоновы — Михаил Васильевич с женой Сашенькой, ещё один сосед-кредитор Павел Петрович Щербук с дочерьми и племянником Петечкой. Пасынок Войницевой Серж представляет гостям свою жену Софью, в которой Михаил Васильевич Платонов узнаёт свою прежнюю любовь.
Общество развлекается, играют в фанты… Только Платонов регулярно пытается завести разговор о ничтожности каждого конкретного человеческого существования.
Вечером во время фейерверка происходит объяснение Михаила Васильевича с Софьей. В результате Софья готова бросить своего мужа и начать с Михаилом Васильевичем «чистую новую жизнь». Но Михаил Васильевич оказывается не готов к такому повороту. Запутавшись в своих чувствах, он бросается с невысокого обрыва в реку, но воды в реке по колено. Жена со слезами на глазах говорит Платонову, что любит его.
В финале все персонажи бредут по лугу в просторных белых одеяниях и встречают рассвет. Завершает фильм мальчик Петечка, отворачивающийся во сне от лучей восходящего солнца.
Съёмки
Соавтор сценария Александр Адабашьян вспоминает о том, какая атмосфера царила на съёмках: « …В полукилометре от прекрасной и почти всегда пустой гостиницы стояла заброшенная усадьба с двухэтажным каменным домом, парком из заросших аллей и цветущих прудов… Михалков просил, чтобы каждый артист, независимо от объёма его роли, весь съёмочный период провёл в Пущино. С семьёй, с детьми, чтобы ходить в лес за грибами, купаться в реке, по вечерам ходить в гости и за чаем говорить о погоде на завтра, о том, что завтра снимать и как играть, — так эти чаепития переходили в репетиции, но чёткого разграничения на «дело» и «не дело» не существовало… Весь способ существования был так ненавязчиво, но точно срежиссирован, что грани между работой и отдыхом не существовало…»
В ролях
- Александр Калягин — Михаил Васильевич Платонов, школьный учитель
- Елена Соловей — Софья Егоровна Войницева
- Юрий Богатырёв — Сергей Павлович Войницев, бездельник-либерал, пасынок Анны Петровны и муж Софьи
- Никита Михалков — Николай Иванович Трилецкий, врач и брат Саши
- Антонина Шуранова — Анна Петровна Войницева, генеральша
- Евгения Глушенко — Сашенька Платонова, жена Михаила
- Олег Табаков — Павел Петрович Щербук
- Николай Пастухов — Порфирий Семёнович Глагольев
- Павел Кадочников — Иван Иванович Трилецкий, отец Саши
- Анатолий Ромашин — Герасим Кузьмич Петрин
- Наталья Назарова — Верочка
- Ксения Минина — Лизочка
- Сергей Никоненко — Яков, слуга Войницевой
- Сергей Гурьев — Петечка
В фильме использована музыка
- Г. Доницетти («Una furtiva lagrima»)
- Ф. Листа («Венгерская рапсодия № 2»)
- С. В. Рахманинова
Технические данные
- Производство: «Мосфильм» (Первое творческое объединение) (СССР), Интер-Альянце (ФРГ)
- Художественный фильм, цветной, обычный формат.
- Прокатное удостоверение № 21139703 от 30.09.2003
- Издание на DVD: 1 DVD-9, звук 2.0, PAL, 5-я зона, без субтитров, издатель: «Крупный план» 2006 г. Проведена реставрация звука и изображения
- Издание на VHS: 1 VHS, звук 2.0, PAL, издатель: «Крупный план»
- Оригинал фильма хранится в Госфильмофонде России
В 2020 году сообщалось о завершении реставрации фильма.
Награды
- 1977 — МКФ в Картахене (Специальный приз жюри А. Калягину)
- 1977 — МКФ в Сан-Себастьяне (Приз «Большая золотая раковина»)
- 1978 — МКФ авторского кино в Белграде (Гран-при Союза художников кино и телевидения Югославии)
- 1978 — МКФ в Чикаго (Премия «Золотой Хьюго»)
- 1978 — Премия «Давид ди Донателло»
Из истории создания фильма
Хотя за основу сценаристами была принята пьеса «Безотцовщина» («Платонов»), при создании сценария использовались также отдельные мотивы и ситуации рассказа «Учитель словесности» (игра в карты на поцелуй), повестей «Три года», «Моя жизнь» и некоторых других произведений Чехова. Так, вся линия Павла Щербука восходит к выступлениям дворянина Рашевича против «чумазых» в рассказе «В усадьбе».
Никита Михалков предлагал роль генеральши Анны Петровны Людмиле Гурченко, но при съёмках мюзикла «Мама» Гурченко сломала ногу и потому была вынуждена отказаться от съёмок в фильме Михалкова. На роль Трилецкого был изначально утверждён Евгений Стеблов, но перед съёмками актёр попал в ДТП и был госпитализирован. Александр Адабашьян уговорил сыграть эту роль самого Михалкова, который был со Стебловым одного роста. На роль Софьи пробовалась также Ирина Муравьёва.