Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер



















Яндекс.Метрика

Замурование (шахматы)

Замурование в шахматах — термин, означающий ограничение линии действия дальнобойной фигуры ходом другой фигуры того же цвета на эту линию. Если в результате такого хода дальнобойная фигура полностью лишается возможности двигаться, такое замурование называется полным. В остальных случаях говорят о частичном замуровании. Может служить темой в задаче или этюде. Замурование фигуры часто сопровождается её критическим ходом. В многообразии форм различают две следующие разновидности:

а) тема Клинга — активное замурование, где слабейшая сторона стремится спастись, используя замурование своей фигуры после критического хода для создания пата. Впервые в качестве защиты осуществлено в этюде немецкого композитора Й. Клинга, 1849);

б) тема Зеебергера — пассивное замурование, где слабейшая сторона вынуждена сделать критический ход своей дальнобойной фигурой, затем перекрыть её, впоследствии либо теряя эту фигуру, либо попадая в положение цугцванга (такое замурование может быть полным или частичным). Тема названа именем австрийского проблемиста И. Зеебергера (1843—1879) — автора композиции, опубликованной в 1860 году. Позднее была обнаружена задача У. Гримшоу (составлена в 1851), в которой было осуществлено частичное замурование чёрной фигуры.

Примеры

Д. Гречкин
Почётный отзыв
«Шахматы в СССР», 1931 Ничья

1.Кd6+ Крb4 2.Сa5+!
Критический ход в предстоящей комбинации, поспешное 2.К:f7? ведёт к проигрышу: 2… Сb5+ 3.Крb6 Лg6+ 4.Крc7 Лg7, выигрывая фигуру.
2…Крc5 3.K:f7! Сb5!+
4.Крb7 Лg7 5.b4+ Крc4
6.Крb6! Запирающий ход.
6…Л:f7 — пат!
Тема Клинга.

Примечание: База данных шахматных окончаний показывает, что если в финальной позиции не брать коня с патом, а вместо этого пойти 6…Лg6!+, то после сложнейшей игры чёрные могут добиться выигрыша. Однако победа не достигается из-за правила 50 ходов.

Р. Траутнер
Die Schwalbe, 1961,
(по А. Кремеру) Мат в 5 ходов

1.Фg4! Лh7. Вынужденный критический ход.
2.Фg6 (угрожая 3.Крf8 и 3.Фf7)
2…Се3 3.Крf8 Сh6. Запирающий ход.
4.Крe7 (4.Фf7? g5+!) и 5.Фe8#
Тема Зеебергера.
(1.Фg6? Лg5!)