Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер



















Яндекс.Метрика

Змейская

Змейская (осет. Змейкæ) — станица в Кировском районе Республики Северная Осетия-Алания.

Образует муниципальное образование «Змейское сельское поселение», как единственный населённый пункт в его составе.

География

Станица расположена в центральной части Кировского района, на левом берегу реки Терек. Находится в 2 км к западу от районного центра — Эльхотово и в 50 км к северо-востоку от Владикавказа. Через южную часть станицы проходит федеральная автотрасса — Кавказ М 29.

Площадь сельского поселения составляет —78,62 км2. Большую часть площади занимают сельскохозяйственные угодья, расположенные к северу от станицы.

Граничит с землями населённых пунктов: Эльхотово на востоке, Иран на юго-западе и Ставд-Дурт на северо-западе.

Населённый пункт расположен в предгорной зоне республики. Средние высоты сельского поселения составляют 303 метров над уровнем моря. Абсолютные высота достигают 700 метров на юге сельского поселения. Населённый пункт расположен у северного подножия Кабардино-Сунженского хребта. К югу от станицы в пределах Кабардино-Сунженской гряды расположен Змейско-Николаевский заказник, включающая в себя такие исторически значимые объекты как Минаретская балка, Эльхотовские ворота и т.д.

Гидрографическая сеть представлена рекой Терек и исходящими от него искусственными каналами. Грунтовые воды в пределах сельского поселения близко залегают к земной поверхности.

Климат умеренный. Среднегодовая температура составляет +10°С. Средняя температура самого холодного месяца (январь) — -5°С, самого тёплого месяца (июль) — +24°С. Зима сравнительно мягкая с небольшими морозами и наступает в середине декабря. В течение зимы наблюдаются частые оттепели. Среднее количество осадков в год составляет около 700 мм. Самыми дождливыми месяцами в году являются май и июнь. Преобладающие ветры — восточные.

История

В 1820-х годах российское правительство для защиты Военно-Грузинской дороги, принимает радикальные меры по строительству оборонительной линии от Екатериноградской до Владикавказа, с укреплениями по левому берегу реки Терек, взамен имеющейся линии от Моздока до Владикавказа. Так были основаны ряд станиц — Пришибская, Котляревская, Александровская, Урухская, Николаевская, Ардонская и Архонская.

В 1838 году на этой линии, чуть выше впадения реки Урух в Терек, была основана станица Урухская. Станица первоначально была заселена казаками 2-го Малороссийского полка, но местность была труднопроходимой и сплошь покрытой густым лесом, что вызывало жалобу казаков, которые начали болеть малярией. К тому же, станицы постоянно осаждали кабардинцы, которые не были довольны строительством военных укреплений на своей земле.

В 1848 году имам Шамиль двинулся в Кабарду и с помощью мятежных кабардинцев, несколько раз форсировали Терек и нападали на станицы и военные укрепления. После того как была выяснена, что местом переправы через Терек для горцев является местность у Татартупского минарета (район Эльхотовских ворот, где река Терек прорезая Кабардино-Сунженский хребет замедляет бег и разливается на множество мелких ериков), военное российское управление на Кавказе приняло решение переселить жителей станицы Урухской на стратегически важное место у входа в Эльхотовские ворота. Кабардинский князь Анзоров Магомед-Мирза, которому принадлежали земли в Татартупской долине, за частые осаждения русских военных укреплений и помощь в военных операциях имама Шамиля, в результате нескольких походов был изгнан в Чечню, а его земли были переданы в пользование российского наместничества на Кавказе.

При переселении жителей станицы Урухской на новое место, основанный ими новая станица была названа — Змейской, так как в этом месте речка впадающая в Терек, резко огибает местность напоминая изгиб змеи.

К 1912 году в станице Змейской проживало около 3400 жителей и состояла из 522 казачьих дворов и 78 иногородних.

До Октябрьской революции, вместе с казаками станиц Пришибской, Котляревской, Александровской и Николаевской уроженцы Змейской составляли 1-ю сотню Сунженско-Владикавказских полков.

После установления советской власти в станице, многие казаки за поддержку белогвардейцев были расстреляны или репрессированы. Население станицы резко сократилось. После того как в 1922 году станицу включили в состав Осетинского национального округа, в станицу начали переселяться осетины из высокогорных ущелий, чаще с Ксанского ущелья Южной Осетии, что способствовало новому росту станицы.

Во время Великой Отечественной войны, в декабре 1942 года у станицы произошло одно из важных и ожесточённых сражений в ходе битвы за Кавказ, при котором немецкие войска были остановлены у входа в Эльхотовские ворота и отброшены назад, что вместе с битвой за Курпские высоты, ознаменовало собой начало освобождение Кавказа от фашистов.

Ныне в окрестностях станицы проводятся археологические раскопки, где исследуется найденные при расширении кавказской федеральной автотрассы могильники и древние зернохранилища. Кроме этого в окрестностях станицы находятся много различных курганов относящихся к разным культурам, в частности к скифо-аланской и кабардинской, которая позднее сменила их. Долгое время недалеко от станицы находился Татартупский минарет. Но в 1970-х минарет был разрушен при неудачной попытке реставрации.

Население

Плотность — 85.61 чел./км2.

Национальный состав

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года.

Образование

  • Средняя школа № 1 — ул. Ленина, 89
  • Средняя школа № 2 — ул. Чапаева
  • Начальная школа Детский Сад № 1
  • Начальная школа Детский Сад № 2
  • Детская музыкальная школа

Здравоохранение

  • Участковая больница
  • Стоматологический центр

Русская православная церковь

  • Храм Сошествие Святого Духа
  • Часовня иконы Богородицы «Утоли моя печали»

Экономика

Основу экономики станицы составляет сельское хозяйство, в частности растениеводство. Ранее в станице действовал крупнейший в Северной Осетии кирпичный завод, который нынче пришёл в упадок и заброшен.

Улицы

Известные уроженцы

  • Бондарь, Александр Алексеевич — Герой Советского Союза.