Иоганн Рассо Януариус Цик (нем. Johann Rasso Januarius Zick; 6 февраля 1730, Мюнхен — 14 ноября 1797, Кобленц-Эренбрайтштайн) — немецкий живописец и рисовальщик своеобразного барочно-рокайльного стиля и немецко-австрийского стиля цопф.
Биография
Януариус Цик учился ремеслу живописца у своего отца Иоганнеса Цика (1702—1762), мастера фресковых росписей. Когда ему было четырнадцать, его одиннадцатилетний брат упал со строительных лесов в аббатстве Вайнгартен, и разбился насмерть. В 1745—1748 годах Януариус изучал строительное дело у Якоба Эмеле в Бад-Шуссенриде. Затем работал вместе с отцом в архиепископской резиденции в Вюрцбурге и до середины 1750-х годов — во дворце Брухзаль.
В 1756 году Януариус приехал в Париж, где завязал знакомства с мастерами из Рима, Аугсбурга и Базеля. В 1758 году был в Риме. После возвращения в Германию художник работал над созданием фресок для замка Энгерс близ Нойвида. После выполнения этого заказа в 1760 году Цик был назначен придворным художником курфюрста Трира. Женился на дочери землевладельца Анне-Марии Грубер (1745—1811) и поселился на долгие годы в маленьком городке Кобленц-Эренбрайтштайн (ранее независимый город на правом берегу Рейна в июле 1937 года был включен в состав Кобленца). В этом же городе художник скончался 14 ноября 1797 года.
Одним из четырнадцати детей Януариуса был живописец-портретист и пейзажист Конрад Цик (1773—1836). Правнук Януариуса Цика — живописец и рисовальщик-иллюстратор Александр Цик (1845—1907). Живописец Иоганн Мартин Цик (1684—?) — вероятно, однофамилец.
Творчество
В конце 1770-х годов Януариус Цик работал над фресками и алтарными картинами для монастырей и церквей в верхней Швабии, с середины 1780-х — в курфюршествах Трирском и Майнцском. Был известен и в качестве скульптора. В живописи соединял черты французского рококо, картин малых голландцев, а в рисунке следовал стилю цопф.
С 1774 года Януариус Цик сотрудничал с выдающимся мастером-мебельщиком Давидом Рёнтгеном в его мастерской в Нойвиде близ Кобленца, создавая маркетри — декор наборного дерева, выполненный с особой тонкостью. Считается также, что именно Цик был изобретателем так называемых «перистых рокайлей» (нем. fedrigen Rokaillen), завитков рокайля с длинными, «колючими» отростками, или «перьями».
Галерея
-
Семейство Реми. 1776. Холст, масло. Германский национальный музей истории культуры, Нюрнберг
-
Медный змий. 1555. Холст, масло. Музей Боде, Берлин
-
Амур у парковой вазы. 1750-е гг. Дерево, масло
-
Ссора перед таверной. 1755. Холст, масло. Художественный музей, Штуттгарт
-
Воскресение Христа. 1760. Бумага, перо, кисть, чернила, мел. Кунстпалас, Дюссельдорф
-
Ночная стража. Ок. 1770 г. Холст, масло. Рейнский земельный музей, Бонн
-
Саул разговаривает с духом Самуила у аэндорской волшебницы. 1753
-
Деталь росписи монастырской церкви Сент-Галлен. Ридлинген, Биберах
-
Пастухи и ангел. Роспись плафона в церкви Св. Якоба, Дюрренвальдштеттен. 1782
-
Комод с маркетри работы Я. Цика. 1775 –1779. Мастерская Д. Рёнтгена, Нойвид. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
-
Маркетри цилиндрического бюро. 1776 –1779. Мастерская Д. Рёнтгена, Нойвид. Метрополитен-музей, Нью-Йорк