Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




21.11.2022


20.11.2022


19.11.2022


19.11.2022


19.11.2022


18.11.2022





Яндекс.Метрика

Джазовые портреты

11.08.2022

Джазовые портреты (яп. ポ-トレイト・イン・ジャズ) — книга японского писателя Харуки Мураками, сборник миниатюрных лирических эссе о джазовых музыкантах.

История создания книги

В 1992 году японский иллюстратор Макото Вада, ценитель джаза, к своей выставке под названием Jazz написал портреты 20 своих любимых джазовых музыкантов. Их увидел Харуки Мураками, также ценитель джаза, обладатель коллекции в 40 000 виниловых пластинок, в молодости работник и затем владелец джаз-кафе. Писатель решил написать эссе к каждой картине , которые и составили первый том книги, вышедший в 1997 году. К ним добавились ещё шесть музыкантов, портреты которых Макото Вада написал специально для книги.

В 1997 году количество картин увеличилось до 40 и они были представлены на выставке Sing. В 1999 году для выставки Jazz-2 были написаны ещё 20 портретов, причём если для первой выставки художник писал портреты только умерших джазменов, то для второй такого ограничения не было.

Второй том книги вышел так же, как и первый: Мураками отобрал 26 портретов и написал к ним эссе. Портреты трёх джазменов были написаны специально для второго издания книги.

Каждое эссе состоит из собственно эссе, иллюстрации Макото Вадо, краткой биографической справки и рекомендуемого Харуки Мураками альбома с фотографией конверта. В некоторых случаях рекомендуемый Мураками альбом записывался без исполнителя, о ком эссе, например к эссе о Фэтсе Уоллере рекомендуется альбом саксофониста Херба Геллера: Мураками нравится исполнение им композиции Jitterbug Waltz, автором которой является Уоллер.

На русском языке книга вышла в переводе с японского Ивана Логачева:

  • Издательство Эксмо. Серия «Мастера современной прозы», 2005 год, 240 с., ISBN 5-699-10865-3
  • Издательство Эксмо-пресс. Серия «Мастера современной прозы», 2006 год, 240 с., ISBN 5-699-18440-6
  • Издательство Эксмо. Серия «МуракамиМания», 2009 год, 240 с., ISBN 978-5-699-32901-4.

В 2010 году Клуб Игоря Бутмана провёл фестиваль «Джазовые портреты Харуки Мураками», шесть эссе из которого (Арт Блэйки, Нэт Кинг Коул, Луи Армстронг, Modern Jazz Quartet, Чарли Крисчен и Элла Фицджеральд) стали темой фестиваля.

Продюсер, теле- и радиоведущий, член международной ассоциации джазовых журналистов Алексей Коган выпустил двойной CD, содержащий 19 джазовых пьес, отобранных из рекомендованных альбомов, таким образом к книге появилась музыкальная иллюстрация.

Содержание

Первый том

Второй том

Цитаты

В своё время я зачитывался книгами самых разных авторов. Увлекался творчеством многих джазовых исполнителей. В результате роман как литературное произведение ассоциируется у меня со Скоттом Фицджералдом, а джаз — со Стэном Гетцем. Возможно, между ними есть что-то общее. Не спорю, у каждого из них есть и свои недостатки. В конце концов, надо же им было чем-то жертвовать. В противном случае, со временем их красоту бы просто забыли. Именно поэтому я в равной степени ценю в них как красоту, так и недостатки
Эссе о Стэне Гетце

Было время, когда я фатально увлекался музыкой Телониуса Монка. Харизматичные звуки — словно кто-то под чудным углом рубил на куски глыбы твердого льда. Каждый раз слушая Монка за роялем, я думал: «Вот это настоящий джаз». Меня это даже как-то внутренне поддерживало.
Крепкий черный кофе, пепельница, полная окурков, огромные колонки «JBL», недочитанный роман (Жоржа Батая или Уильяма Фолкнера), первый осенний свитер, холодное одиночество большого города — все эти образы до сих пор ассоциируются у меня с Телониусом Монком. Замечательная картина, практически никак не связанная с реальностью и, тем не менее, твердо отпечатавшаяся в памяти как хорошо снятая фотография.
Эссе о Телониусе Монке