Куликовские-Романовы — морганатическое потомство Великой княжны Ольги Александровны (дочери Александра III) от брака с Николаем Куликовским (1916).
Семья
27 июля 1901 года в Гатчинской дворцовой церкви состоялось венчание Ольги с первым мужем, принцем Петром Александровичем Герцогом Ольденбургским, известным своей гомосексуальностью. Вскоре после этого в Гатчине она познакомилась с офицером Кирасирского полка Н. А. Куликовским, когда тот поступил на службу в Кирасирский Её Величества лейб-гвардии полк (её брат Великий князь Михаил был почётным полковником этого полка). В апреле 1903 во время парада в Павловском дворце Ольга увидела Куликовского и уговорила Михаила посадить их рядом за завтраком.
Затем Куликовский был назначен ротмистром Кирасирского полка лейб-гвардии и отправлен в провинцию. До 1906 года Ольга Александровна и Куликовский регулярно переписывались. В 1906 году герцог Ольденбургский назначил Куликовского своим адъютантом. С разрешения герцога Куликовский переехал в резиденцию на Сергиевской улице в Санкт-Петербурге, где проживала Ольга Александровна с супругом. Среди высшего света распространились небезосновательные слухи о романе между Великой княгиней и Куликовским.
В 1915 году супруги расстались; от первого брака детей Ольга не имела. 27 августа 1916 года Император Николай II утвердил определение Святейшего синода, признававшее её брак с принцем Ольденбургским расторгнутым.
В церкви святителя Николая в Киеве состоялось венчание Ольги со вторым мужем. В августе 1917 года в Крымском Ай-Тодоре у супругов родился первенец — сын Тихон.
Императрица Мария Фёдоровна так написала об этом: «Временами, когда кажется, что уже невозможно всё это выносить, Господь посылает нам нечто вроде лучика света. Моя милая Ольга родила baby, маленького сына, который конечно же принёс в моё сердце такую неожиданную радость…»
Вдовствующая Императрица и сестра Ксения жестоко третировали Ольгу за неравнородный брак с Куликовским. Не выдержав нападок, семья уехала в Ростов-на-Дону, надеясь найти приют у главнокомандующего Вооруженными силами Юга России А.И.Деникина. Однако Деникин не принял Куликовских, передав через адъютанта, что монархия закончилась. Семью приютил Тимофей Ксенофонтович Ящик — казак, служивший в Императорском конвое и лично знавший Ольгу. Какое-то время Куликовские жили в станице Новоминская, причем оба занимались крестьянским трудом. Там же родился второй сын — Гурий. Ребёнка назвали в честь Гурия Панаева, офицера Ахтырского полка, убитого во время Первой мировой.
С Кубани семья переехала в Ростов-на-Дону, затем через Константинополь, Белград и Вену, в 1920 году наконец добралась до Дании. В этот период семья располагалась в датском дворце Амалиенборг, вместе с вдовствующей Императрицей Марией Фёдоровной. В 1928 году, после смерти Матери-Императрицы, семья приобрела дом Кнудсминде в Боллерупе, в 24 км от Копенгагена.
Позже Советский Союз предъявил Дании ноту протеста в связи с тем, что Великая княгиня Ольга Александровна помогает русским на чужбине — «врагам народа», и весной 1948 года семья была эвакуирована в Канаду, где поселилась в деревне Куксвилл, в настоящее время слившейся с городом Миссиссога, рядом с Торонто. В течение четырёх лет продали ферму и перебрались в город (пригород). В Канаде Ольга с мужем прожили до самой смерти.
Правнук Ольги, Пол Эдвард рассказывает: «Тихон и Гурий, когда выросли, служили в датской армии. Тихон в пехоте, а Гурий был гусаром, кавалеристом. В 1948-м закончили свою карьеру в ранге капитана. Дания была оккупирована немцами, и оба попали в плен за то, что не стали сотрудничать с гитлеровцами. После войны они покинули Данию с женами и детьми. Вся большая семья Куликовских вынуждена была уехать в Торонто. Пытались найти работу в Канаде. Сначала помогали на ферме, которая принадлежала их родителям — Николаю Куликовскому и Ольге Александровне. Гурий стал учителем, и очень талантливым — преподавал славянские языки и культуру в университете в Оттаве».
Поколенная роспись
OO Куликовский, Николай Александрович (5 ноября 1881 — 11 августа 1958)
OO Хосе Кордейро (Jose Cordeiro)). Её дети: Пётр (род. 1994), Александр (р. 1996), Михаил (род. 1999), Виктор (род. 2001)
Экспертиза
Для сравнительного анализа генетической последовательности Николая II при изучении останков расстрелянной Царской семьи криминалистами были использованы данные теста Мт-ДНК его племянника — Т. Н. Куликовского-Романова (сына Ольги Александровны), полученные после долгих уговоров.
Поскольку Т. Н. Куликовский-Романов являлся ближайшим оставшимся в живых в начале 1990-х годов родственником Императора Николая II по женской линии, его генетический материал должен был быть веским аргументом в деле идентификации останков Императорской семьи. При жизни Куликовский-Романов отказался предоставлять такой материал экспертам, считая, что расследование ведётся не на должном уровне, некомпетентными людьми и организациями и незадолго до смерти даже выступил с публичным протестом против попыток «выдать за Останки Царственных Мучеников безвестные кости, обнаруженные в одном из Уральских захоронений». Однако образцы его крови, взятые во время операции, были сохранены женой Ольгой и переданы для исследования российскому эксперту Е. И. Рогаеву. Исследования Рогаева показали стопроцентную вероятность родства между Т. Н. Куликовским-Романовым и человеком, которому принадлежал «скелет № 4» — останки Николая II.
Новые дискуссии по поводу генетического материала Куликовского-Романова и того, как им распоряжаются наследники, вызвало обнаружение останков детей Николай II — Марии и Алексея.
Деятельность
Внук Александра III от дочери Ольги Куликовский-Романов, Тихон Николаевич и его жена Ольга в 1991 году организовали благотворительный Фонд «Программа помощи России» имени Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны, своей свекрови. С этого момента постоянно бывает в России, лично участвуя в оказании помощи больницам, приютам, организациям, отдельным людям. После смерти мужа в 1993 году Ольга возглавила деятельность Фонда.
В восстановления музея Палаты бояр Романовых внес финансовый вклад Пол Эдвард Куликовский.