Новолавела — посёлок Пинежского муниципального района Архангельской области. Административный центр Лавельского сельского поселения.
История
Весной 1947 года на левом берегу реки Пинеги, напротив деревни Лавела, началось строительство посёлка механизированного леспромхоза. 7 ноября 1948 года был организован Лавельский механизированный лесопункт. Летом 1948 года было построено 5 км УЖД (узкоколейная железная дорога) и мост через реку Нос. Началась вывозка леса. 1 октября 1949 года на базе Лавельского механизированного лесопункта организовывается Лавельский леспромхоз с местом расположения в посёлке Ново-Лавела. В 1950-х годах на баржах завозили щитовые дома, начиналась застройка жилья. Первый частный дом (на берегу) был построен супругами Лазаревыми Василием Тимофеевичем и Марией Ивановной. В 1960-1970-е годы в поселке шло большое строительство: строятся 8-12 квартирные дома, котельные, столовая, пекарня, детский сад, а также школа, мастерские бытового обслуживания, баня, стадион. Все переводится на водяное отопление. Растет и расширяется поселок, рабочие прибывают со всех концов Советского Союза. Много молодых, а значит свадьбы, новые семьи, появляются дети. На 1967 год в посёлке были детские ясли на 70 мест, детсад на 170, есть хороший клуб. В восьмилетней школе занимается 470 учащихся. 12 января 1974 года открыто новое здание школы. До середины 1980-х годов построено 63 километра УЖД (протяженность магистрали). В 1989-1990 учебном году Ново-Лавельская школа стала девятилетней, а с 1 сентября 1991 года – средней. 2002 год – Юбилей МОУ «Ново-Лавельская средняя школа №3» – 50 лет.
УЖД в 1990-х продолжала работать, во многом благодаря усилиям директора Лавельского леспромхоза Леонида Николаевича Ефименко. В 1998 году вывозка леса по узкоколейной железной дороге была прекращена. Ещё несколько лет на ней существовало нерегулярное движение. В какой-то момент местными средствами массовой информации было заявлено о предстоящем «восстановлении» дороги, однако реализовать эти планы не удалось. В 2003 году было принято решение о демонтаже пути. Разборка дороги в пределах посёлка Ново-Лавела и в его окрестностях была закончена в 2004 году. По состоянию на 2005 год, в лесу, на удалении 40-50 километров от посёлка Ново-Лавела, производилась разборка последних, наиболее дальних веток. При этом использовались автомобили и трактора. Разобранная магистраль узкоколейной железной дороги была превращена в грунтовую автодорогу.
Население
Численность населения посёлка, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, составляла 1024 человека. На 1 января 2010 года в посёлке Новолавела проживало 1287 человек. В школе обучалось 158 детей. На 1967 год в поселке проживало 1264 человека.