Кенасса (мн. ч. кенассы; также кенаса, кенесе, кенеса, кэнэса; караимск. כְּנֵסַה, кэнэса) — молитвенный дом восточноевропейских караимов.
Этимология термина
Термин «кенасса» происходит от древнееврейского глагола «канос» (כנוס), что подтверждается в книге «Ган-эден» известного караимского богослова XIV в. рабби Агарона Второго Никомодио (1300—1369). Слово Кенасса (הכנסה) используется этим автором и в его книге «Кетер Тора». Этим же словом (кенеса) персидские евреи называют синагогу.
До 1911 года молитвенный дом караимов называли синагогой. В 1892 году трокскими караимами была подана петиция о переименовании караимских «синагог» в «кенасы».
На этот запрос было послано письмо гахама Панпулова от 31.12.1893, как его ответ на просьбу Трокского гахама о переименовании синагог в кенассы. Письмо предназначено министру внутренних дел.
В 1911 году гахам С. М. Панпулов обратился в МВД с ходатайством о переименовании караимских «синагог» в «кенасы». В связи с этим ДДДИИ МВД отправило запрос в адрес и. о. Трокского и Виленского караимского гахама И. Н. Фирковича, который заявил, что слово «кенаса» происходит от корня древнееврейского глагола «канос» (собирать) и что в средневековых караимских летописях кенаса «служила наименованием мест общественного богослужения караимов».
Ныне караимы используют преимущественно термин «кенаса» («кенеса», «кенасса») или "бет гакнесет, (ивр. בית הכנסת), буквально — «дом собрания» (обычное название синагоги на иврите).
Особенности планировки
По планировке и обстановке кенасы аналогичны раввинистским синагогам. Все караимские кенассы имеют ориентацию алтарной части в сторону Иерусалима (для восточно-европейских кенасс на юг).
Азара (ивр. עזרה) — преддверие или коридор (в северной части здания), где собираются старики перед молитвой.
Внутреннее пространство зрительно разделено на три части:
Ранее весь пол центральной части кенассы был устлан коврами, потому что значительная часть богослужения, по установленным древними караимскими учеными правилам, совершается на коленях. Ныне, однако, центральная часть обставляется скамьями.
В каждой кенассе должно быть два газзана, старший и младший, и по одному шамашу (служке); все эти должности выборные.