Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




21.11.2022


20.11.2022


19.11.2022


19.11.2022


19.11.2022


18.11.2022





Яндекс.Метрика

Кенасса

12.10.2022

Кенасса (мн. ч. кенассы; также кенаса, кенесе, кенеса, кэнэса; караимск. כְּנֵסַה, кэнэса) — молитвенный дом восточноевропейских караимов.

Этимология термина

Термин «кенасса» происходит от древнееврейского глагола «канос» (כנוס), что подтверждается в книге «Ган-эден» известного караимского богослова XIV в. рабби Агарона Второго Никомодио (1300—1369). Слово Кенасса (הכנסה) используется этим автором и в его книге «Кетер Тора». Этим же словом (кенеса) персидские евреи называют синагогу.

До 1911 года молитвенный дом караимов называли синагогой. В 1892 году трокскими караимами была подана петиция о переименовании караимских «синагог» в «кенасы».

На этот запрос было послано письмо гахама Панпулова от 31.12.1893, как его ответ на просьбу Трокского гахама о переименовании синагог в кенассы. Письмо предназначено министру внутренних дел.

В 1911 году гахам С. М. Панпулов обратился в МВД с ходатайством о переименовании караимских «синагог» в «кенасы». В связи с этим ДДДИИ МВД отправило запрос в адрес и. о. Трокского и Виленского караимского гахама И. Н. Фирковича, который заявил, что слово «кенаса» происходит от корня древнееврейского глагола «канос» (собирать) и что в средневековых караимских летописях кенаса «служила наименованием мест общественного богослужения караимов».

Ныне караимы используют преимущественно термин «кенаса» («кенеса», «кенасса») или "бет гакнесет, (ивр. ‏בית הכנסת‏‎), буквально — «дом собрания» (обычное название синагоги на иврите).

Особенности планировки

По планировке и обстановке кенасы аналогичны раввинистским синагогам. Все караимские кенассы имеют ориентацию алтарной части в сторону Иерусалима (для восточно-европейских кенасс на юг).

Азара (ивр. ‏עזרה‏‎) — преддверие или коридор (в северной части здания), где собираются старики перед молитвой.

Внутреннее пространство зрительно разделено на три части:

  • мошав-зекеним (ивр. ‏מושב זקנים‏‎) (то есть сидения для старцев) — часть самой кенассы, где под низким потолком находятся деревянные скамейки, на которых во время молитвы сидят старики и прихожане, находящиеся в трауре; над этим местом возвшается второй ярус для женщин, которые смотрят на совершаемое богослужение сквозь решётчатые окна в виде довольно редких сеток, оставаясь невидимыми для мужчин;
  • шулхан (ивр. ‏שולחן‏‎) — центральная, самая большая часть здания, предназначенная для мужчин более молодого возраста и мальчиков, где они стоя молятся;
  • гехал (ивр. ‏היכל‏‎) (алтарь) — возвышенное место (в южной части здания), где газзан (ивр. ‏חזן‏‎) (священнослужитель) совершает богослужение перед так называемым «арон гаккодеш» (ивр. ‏ארון הקודש‏‎) (священный ковчег, хранилище свитков Торы).
  • Ранее весь пол центральной части кенассы был устлан коврами, потому что значительная часть богослужения, по установленным древними караимскими учеными правилам, совершается на коленях. Ныне, однако, центральная часть обставляется скамьями.

    В каждой кенассе должно быть два газзана, старший и младший, и по одному шамашу (служке); все эти должности выборные.

    Список кенасс