Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер



















Яндекс.Метрика

Jagdgeschwader 77

77-я истребительная эскадра «Херц Ас» (нем. Jagdgeschwader 77 «Herz As», (JG77)) — эскадра истребителей люфтваффе.

В польской кампании участвовала созданная перед войной группа I./JG77, которая действовала в составе 4-го воздушного флота. В октябре 1939 года был сформирован штаб эскадры. В июле 1940 года I./JG77 была переименована в I./JG51. В апреле 1940 года сформировали II./JG77, а вскоре из группы II./JGr186 была переформирована и III./JG77. В июле 1940 года в состав эскадры вошла только что заново сформированная на аэродроме Дёбериц I./JG77, которая в качестве подразделения IV./JG51 участвовала в Битве за Британию. II./JG77 и III./JG77 участвовали в Балканской кампании и в боях за Крит. На базе вновь созданной в феврале 1942 года I./JG77 развернули новую эскадру — JG5 «Eismeer», сражавшийся на северном направлении. В нападении на СССР принимали участие II./JG77 и III./JG77, обе группы вели бои на южном участке Восточного фронта в районе Одессы, Ростова-на-Дону и Таганрога. В 1942 году группы по очереди были отведены с фронта. Летом 1942 года III./JG77 участвовал в боях за Крым. В июле 1942 года эту группу переименовали в 1./JG77. II./JG77 сражалась под Курском и Воронежем, a III./JG77 — под Ленинградом. I./JG77 и II./JG77 с ноября 1942 года базировались в Тунисе. На Сицилии была сгруппированна эскадра. Вскоре, III./JG77 перебросили в Румынию, для обороны Плоешти. I./JG77 и II./JG77 дислоцировались на территории Италии и Южной Франции. В конце войны группы вошли в состав системы ПВО III Рейха.

История I./JG77 первого формирования

Группа была сформирована в Вернойхене 1 июля 1938 года под наименованием IV./JG132. Она была создана на основе одной эскадрильи из состава I./JG132 в Дёберице и двух эскадрилий из рядов учебной истребительной школы в Вернойхене, JFS 1. Командир школы, оберст-лейтенант Тео Остеркамп, изначально был назначен командиром новой Группы, но его пребывание в должности длилось всего несколько дней. Выполнявшего слишком важную работу в школе Вернойхена, Остеркампа вернули к обучающему процессу и вместо него командование IV./JG132 принял гауптман Йоханнес Яанке. Штаб состоял из технического офицера лейтенанта Карла-Готфрида Нордмана, и офицера разведки лейтенанта Фюринга (Fuhring). Первыми командирами эскадрилий в группе Яанке, стали: гауптман Фриц Ультш (10./JG132), обер-лейтенант Эрвин Ноербург (Erwin Neuerburg) (11./JG132) и обер-лейтенант Ханнес Траутлофт (12./JG132). Как и довоенные RAF, истребительные части люфтваффе конца 1930-х был сродни частному аэроклубу, где почти каждый знал всех остальных.

Сформированная во время, когда в Европе нарастало напряжение по поводу спорной Судетской области в Чехословакии, IV./JG132 была переведена в Oschatz, в Саксонии, 1 сентября 1938 года и после подписания Мюнхенского соглашения в конце того же месяца, по которому Судеты были уступлены Гитлеру, Группа перебазировалась на вновь приобретенные территории, сначала 5 октября в Карлсбад, а оттуда 29 октября в Mährisch-Trübau. Именно здесь, 2 ноября 1938 года, часть была переформирована, став I./JG331, причем:

  • 10./JG132 стала 1./JG331,
  • 11./JG132 стала 3./JG331,
  • 12./JG132 стала 2./JG331.

Многочисленные перебазирования Группы в первые недели после формирования, якобы стали причиной для принятия в качестве эмблемы Группы поношенного сапога. Они также привели к её неофициальному прозвищу «Wanderzirkus Janke» или «Бродячий цирк Яанке»!

К началу 1939 года Группа снова была в движении — 13 февраля она перебазировалась в Бреслау-Шёнгартен. Участвуя в аннексии оставшейся части Богемии, Группа в марте базировалась на Ольмюц, где оставалась до 21 апреля 1939 года. После завершения операций, Группа вернулась на базу в Бреслау-Шёнгартен, и здесь, 1 мая, она была переформирована в I./JG77. В это время Группа была перевооружена с Bf.109C-2/D-1 на Bf.109E-1/E-3.

26 августа 1939 года Группа гауптмана Яанке была переведена в Юлиусбург, в Нижней Силезии, в 30 км северо-восточнее Вроцлава (Бреслау), в рамках подготовки к вторжению в Польшу. Её численность на тот момент составляла 57 Bf.109E, на 9 самолётов превышая штатную. Задачей Группы в предстоящей кампании предстояли вылеты на свободную охоту и истребительное прикрытие движения 8-й армии, по мере её продвижения из Силезии на северо-восток в сторону польской столицы, Варшавы. Оправдывая своё прозвище, I./JG77 сменила 4 базы за три недели выполнения этих обязанностей.

Группа являлась частью 4-го воздушного флота и непосредственно подчинялась командованию Luftgau VIII. Часть осуществляла воздушную поддержку 10-й армии и защищала Нижнюю Силезию. Первый день прошёл без единого столкновения во время одиночных вылетов из-за полного бездействия польских военно-воздушных сил в этом районе. Первый боевой вылет часть совершила 2 сентября в 06:38, когда звено из 1./JG77 отправилось в патруль из Юлиусбурга. В ходе пятидесятминутного вылета, боестолкновений с врагом не произошло.

Наземный персонал, несомненно, был занят больше, чем пилоты, встретившие слабое сопротивление в воздухе. Группа одержала 3 воздушные победы в ходе кампании — все заявлены в течение первой недели — включая первые для командира 2./JG77 гауптмана Ханнеса Траутлофта и лейтенанта Карла-Готфрида Нордмана из 2./JG77 (3 сентября — 1-я победа Группы).

3 сентября во время вылета между 16:57 и 18:10 попался польский PZL P-23 Карась из 2. Eskadra Bombowa. Карась вел разведку дорог из Radomsk, наблюдая за движениями немецких танковых колонн. Ведущий первой пары Bf.109E из 2./JG77, лейтенант Карл-Готфрид Нордманн, бросился на врага на полном газу. Польский экипаж заметил приближающийся Мессершмитт вовремя, чтобы совершить манёвр уклонения. Истребитель летел слишком быстро, чтобы повторить манёвр и пролетел мимо Карася. Ведомый Нордманна, лейтенант Гельмут Лохофф, готов был атаковать, но его остановило распоряжение ведущего по радио: «Гельмут, оставь его мне!» Во второй атаке Нордманн использовал необычный манёвр, чтобы сравняться по скорости с этим медленным PZL P-23. Немец подошёл к Карасю с выпущенным шасси и посадочными закрылками. На этот раз поляки не смогли увернуться. С первого попадания их машина была подожжена. Карась совершил вынужденную посадку возле села Gidle к югу от Радомска.

Вторую воздушную победу I./JG77 одержал командир 2./JG77 обер-лейтенант Ханнес Траутлофт, который 5 сентября в 08:20 сбил PZL P-23B из 32. Eskadra Bombowa. Самолёт врезался в землю примерно в 15 км к северу-западу от Серадза, ни один из членов экипажа не выжил.

Третью победу над Польшей одержал лейтенант Фридрих Хаук (Friedrich Hauck), который сбил PZL P-23 Карась из 34. Eskadra Rozpoznawcza рядом с Коло. Единственной потерей части стал Bf.109, получивший повреждения вражеским огнём с земли и списанный после посадки на брюхо.

24 сентября — на следующий день после того как Ханнес Траутлофт покинул Группу, став командиром I./JG20 — «Wanderzirkus Janke» вернулась в Бреслау-Шёнгартен. Её пилоты прохлаждались не долго. 28 сентября Группа снова перебазировалась в Иедхайм под Хейльбронном, на западном фронте, оперативно войдя в подчинение JG53. Перелетая на новую базу, один из Bf.109E-3 задел аэростат заграждения возле Мерзебурга и упал; пилот лейтенант Вольфганг Гадов (Wolfgang Gadow) погиб.

«Странная война», как и кампания в Польше, станет больше свидетелем их дальнейших перебазирований, чем их успехов в воздухе. В течение этого периода Группа занимала не менее семи баз — действуя под контролем JG53, JG2 и JG77 — и одержала только 2 победы.

Первой из них стал французский разведчик Mureaux 115 из GAO553, под эскортом 8 Хаук H-75, снимавший мост через Рейн у Лаутебурга. Его сбил 11 октября 1939 года, у Рейна, к юго-западу от Карлсруэ, обер-лейтенант Эккехард Приб (Ekkehard Priebe), который принял командование над 2./JG77 от убывшего Ханнеса Траутлофта. Наблюдатель лейтенант Hautiere — погиб, пилот Asp. Laluee был ранен.

Десять дней спустя I./JG77 была переведена в Rheinmain-Fiughafen — аэродром во Франкфурте предоставлявший авиационную защиту ангару дирижаблей Zeppelin. 5 ноября часть снова перебазировалась, теперь занимая Porz-Wahn, где она вошла в подчинение Stab JG2. В конце месяца, 29 ноября, I./JG77 прибыла в Odendorf, оставаясь там до мая 1940 года, когда началось наступление на Западе. Изменение аэродромов повлекло за собой подчинение Stab./JG77.

Зимой и весной 1940 года Группа вела многочисленное патрулирование, но контактов с противником практически не имела. Только 3 января фельдфебелем Готтхардом Гёльтцше (Gotthard Goltzsche) из 3./JG77 была одержана вторая победа в этот период. Он сбил одиночный британский бомбардировщик Бристоль Бленхейм (серийный номер: L1410, пилот: F/O Kempster), который летел на разведку над Западной Германией. За Аахеном британец был атакован патрулем из 2-х Bf.109 из состава I./JG77. Фельдфебель Адольф Борхерс первым нанес удар, но его огонь был неточным. Фельдфебель Гёльтцше затем сбил противника.

1 марта 1940 года командиром 3./JG77 был назначен лейтенант Карл-Готфрид Нордман, заменивший на этой должности обер-лейтенанта Эрвина Нойерберга (нем. Erwin Neuerburg), ставшего командиром 7./JG3.

Первые две недели блицкрига на Западе I./JG77 действовала под управлением родительского Stab JG77. Здесь Группе удалось показать, на что она действительно была способна, заявив почти два десятка побед при потере 1 пилота раненым и 2 временно выбывшими.

13 мая пилоты I./JG77 во время Свободной охоты около Динана встретили группу французских истребителей и унтер-офицер Карл-Гейнц Вильгельм (Kari-Heinz Wilhelm) из 3./JG77 сбил 2 MS.406.

На следующий день пилоты 2./JG77 одержали две победы: унтер-офицер Георг Зеелманн сбил MS.406 и лейтенант Хуберт Мютерих Блок MB.152. Ближе к вечеру часть перебазировалась со своей базы Одендорф, близ Бонна в Hargimont к северо-западу от города Бастонь.

Несколько вылетов 15 мая в районе Шарлеруа — Намюр принесли I./JG77 9 побед (две одержал лейтенант Фридрих Хаук (Friedrich Hauck), и по одной каждый: унтер-офицер Адольф Розен (Adolf Rosen), лейтенант Виктор Бауэр, лейтенант Георг Бенц (Georg Benz), фельдфебель Гейнц-Гюнтер Флейшхакер (Heinz-Gunter Fleischhacker), унтер-офицер Карл-Гейнц Вильгельм, обер-лейтенанты Эккехард Приб (Ekkehard Priebe) и Карл Фюринг (Karl Fuhring)) при потери только одной машины. Пилот последней, унтер-офицер Генрих Клоппер (Heinrich Klopper) выпрыгнул с парашютом и спасся.

16 мая I./JG77 защищала понтонный мост у Moose.

Утром 17 мая I./JG77 перебазировалась в Санкт-Обен, потеряв один Messerschmitt Bf.109E разбившийся по пути туда, его летчик унтер-офицер Вальтер Эверс (Walter Evers) избежал травм. Во второй половине дня шесть Bf.109 из 3./JG77 совершили штурмовку аэродрома Escarmain, уничтожив пять вражеских самолётов на земле: три разведывательных Мюро 115 и два Potez Po.63.

18 мая I./JG77 продолжала атаковать вражеские базы. В этот день 3./JG77 направилась в Niergnies, где восемь немецких летчиков уничтожили на земле 7 MS.406. Свободная охота в районе Валансьен — Камбре — Ле-Като — Бове, предпринятая I./JG77 принесла 2 победы без собственных потерь. Победителями стали обер-лейтенант Ганс-Юрген Эриг (Hans-Jurgen Ehrig) и лейтенант Виктор Бауэр.

На следующий день продолжило везти I./JG77, пилоты которой сбили 5 Харрикейнов и 1 Potez Po.63. Единственной потерей стал Bf.109E-1, WNr.4072 «красная 1», пилотируемый командиром 2./JG77 обер-лейтенантом Эккехардом Прибом (Ekkehard Priebe), который получил травму.

21 мая I./JG77 поддерживала 4-ю армию под Аррасом и Камбре, не встречая противника. Вечером Группа перебазировалась в Escarmain.

На следующий день, в который состоялась контратака французов возле Арраса, I./JG77 перешла в подчинение I. Fliegerkorps. Она осуществляла поддержку обороняющихся немецких войск. Действуя достаточно активно, I./JG77 одержала 1 победу — британский разведчик Лизандер, зачисленный на лейтенанта Гельмута Лохоффа из 3./JG77.

23 мая, задолго до окончания «Плана Жёлтый», I./JG77 неожиданно получила приказ перебазироваться в Дёбаритц с целью обороны Рейха.

По итогам кампании, I./JG77 одержала 23 победы, потеряв 4 Bf.109E уничтоженными: 1 пилот был ранен, 1 временно попал в плен.

В течение последующих трех месяцев Группа пошла по старому для гауптмана Яанке и его пилотов пути, в ходе которого они разделяли своё время и подразделения — без каких-либо ощутимых результатов — сначала, между тремя площадками в районе Берлина, а затем на трех аэродромах вдоль побережья Северного моря. С двух последних (Ольборг в Дании, и Вик, на острове Фёр), Группа, объединившись, перелетела в Marquise-West, в Па-де-Кале 25 августа, где наконец, перешла под контроль Stab JG51.

Состав эскадры

Geschwaderkommodoren (командиры эскадры)

Gruppenkommandeure I./JG77 (командиры группы I./JG77)

Gruppenkommandeure II./JG77 (командиры группы II./JG77)

Gruppenkommandeure III./JG77 (командиры группы III./JG77)