Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер



















Яндекс.Метрика

Библиография Уильяма Берроуза

Уильям Сьюард Берроуз (англ. William Seward Burroughs; 5 февраля 1914, Сент-Луис, США — 2 августа 1997, Лоуренс, США) — американский эссеист, новеллист и романист, один из ключевых представителей бит-поколения, называемый его «крёстным отцом». Помимо этого, Берроуз является одним из разработчиков авангардного метода письма — подвида метода нарезок, называемого «fold-in».

Перу Берроуза принадлежат девятнадцать романов и более десяти сборников короткой прозы. Все его основные труды переведены на русский язык. Берроуз начал писать, познакомившись с Джеком Керуаком и Алленом Гинзбергом. С первым в соавторстве он напишет книгу «И бегемоты сварились в своих бассейнах», которая будет посвящена реально произошедшему убийству их близкого друга — Дэвида Каммерера (англ. David Kammerer); книга была выпущена только в 2008 году из-за судебного запрета на публикацию, связанную с одним из главных героев романа — Люсьеном Карром, убийцей Каммерера, добившегося постановления суда о запрете на выпуск книги до его смерти. Далее последуют два автобиографических романа — «Джанки» и «Пидор», которые будут опубликованы под псевдонимом «Уильям Ли». Книгой, которая станет ключевой в творчестве Берроуза, станет выпущенный в 1959 году «Голый завтрак», который окончательно установит место писателя среди наиболее радикальных и скандальных авторов своего времени, попутно утвердив титул «крёстного отца» бит-поколения.

Представленная в статье информация основана на наиболее полной библиографии Уильяма Берроуза, «Collecting William S. Burroughs in print» за авторством Эрика Шоуфа (англ. Eric Shoaf), выпущенной в 2000 году.

Романы и повести

Первые книги Берроуза, написанные до 1959 года, представляют собой документальную прозу — три романа предстают в виде автобиографии писателя и созданы в традиционной повествовательной форме, ещё до появления фирменного нелинейно-нарративного стиля письма, который станет основой творчества автора позднее. Только несколько лет спустя, переехав в 1959 году в Марокко, в Международную зону Танжер (которую мечтал посетить после прочтения нескольких книг Пола Боулза), Берроуз вплотную начинает заниматься переработкой своего литературного материала в соответствии с принципами, выработанными совместно с Брайоном Гайсином — техникой «fold-in» по методу нарезок. Итогом его работы станет роман «Голый завтрак», который впоследствии назовут одним из самых важных произведений американской литературы XX века. Следующей примечательной вехой в творчестве писателя станет «Трилогия Нова» (её составят романы, написанные в период с 1961 по 1964), которой суждено предстать апофеозом лингвистических экспериментов писателя.

Романистика Берроуза для своего времени была революционной; «У Берроуза нет героев, у него даже персонажи весьма условны. С „действующими лицами“ — ещё сложнее, поскольку условно и само действие <…> Предполагаемые персонажи книги, носящие смешные и странные имена, появляются ниоткуда и исчезают в никуда, они промелькивают, как тени, натыкаясь друг на друга. Иногда они смешиваются в один большой поток, и тогда автор уже с трудом успевает в двух словах охарактеризовать каждого». К творчеству Берроуза и в настоящее время относятся весьма неоднозначно — «кто-то считает его величайшим моралистом со времен Джонатана Свифта, другие обвиняют в порнографии и игре на низменных чувствах».

Рассказы, эссе, интервью и письма

За авторством Берроуза более десятка сборников малой прозы. Российскому читателю писатель наиболее широко известен как романист, по данной причине сравнительно небольшое количество рассказов автора было опубликовано на русском языке. Отдельными книгами вышло только три работы. Первая, сборник «Дезинсектор!», логически продолжает темы «Диких мальчиков», но от последних отличается меньшим использованием «нарезок», более ясным изложением различных кино-цитат, большей детализированностью персонажей и достаточно простым сюжетом. Сборник эссе «Счётная машина», выпущенный в 2009 году, преимущественно сконцентрирован на личных переживаниях Берроуза, он «пишет о своей юности, первых пробах пера, друзьях и врагах, писателях, которых он знал или которыми восхищался — Фрэнсисе Скотте Фицджеральде и Джеке Керуаке, Сомерсете Моэме и Грэме Грине, Эрнсте Хемингуэе и Сэмюэле Беккете». Сборник получил весьма высокие оценки российских литературных критиков — рецензия «TimeOut» начинается со слов «выпуск сборника показал, что Берроуз-романист сильно проигрывает Берроузу-эссеисту», положительно к произведению отнёсся и обозреватель Rolling Stone.

Выпущенная в 2010 году «Интерзона», по мнению Джеймса Грауэрхольца — биографа, редактора и литературного душеприказчика Берроуза, одна из важнейших книг в контексте изучения творчества писателя. Работы «Здесь Ах Пуч» и «Аллея торнадо» были выпущены в составе сборника «Кот внутри. Сборник короткой прозы»; как было отмечено в одной из рецензий на книгу, «маленькие истории Берроуза написаны, как замечает сам его автор в тексте „Кот внутри“, „надменным тоном старого английского педераста“. Одна из стилевых доминант такого тона — рассеянный взгляд на пространство вокруг, его отрывочность».

Книги, не выходившие на русском языке или изданные лишь частично