Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер



















Яндекс.Метрика

Физическая невозможность смерти в сознании живущего

Физическая невозможность смерти в сознании живущего (англ. The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living) — художественная работа, созданная в 1991 году английским художником Дэмьеном Херстом, самым известным представителем группы Молодых британских художников (YBA). Работа представляет собой резервуар с раствором формальдегида с помещенной туда тигровой акулой.

"Физическая невозможность смерти в сознании живущего" стала одним из самых знаковых образов современного искусства и символом Бритарта во всем мире.

В связи с ухудшением состояния оригинальной 14-футовой (4,3 м) тигровой акулы, она была заменена на другую в 2006 году.

Предпосылки создания и концепция

Работа была задумана Херстом во время его обучения в Голдсмитс в 1989 году. В 1991 Чарльз Саатчи предложил Херсту заплатить за любое произведение искусства, которое тот захочет создать. Акула сама по себе обошлась в 6000 фунтов, а общая стоимость произведения составила 50 000 фунтов. В то время эта сумма была такой внушительной, что британский таблоид The Sun опубликовал статью под названием «50 000 фунтов стерлингов за рыбу без чипсов».

Акула была поймана у залива Херви в Квинсленде, Австралия, специально нанятым для этого рыбаком. Как сказал Херст, ему нужно было что-то «достаточно большое, чтобы вас съесть». Резервуар сделан из стекла и стали и разделен на 3 куба. Вес произведения в общей сложности 23 тонны.

По словам художника, название, "Физическая невозможность смерти в сознании живущего", это "просто выражение, которое я использовал, чтобы описать для себя идею смерти ". Сама идея была взята из диссертации Херста о гиперреальности, а также из работ Ричарда Лонго и Умберто Эко. Херст вспоминает, что ему нравилась поэтическая неуклюжесть названия из-за того, что оно выражало «что-то, чего там не было или было».

Впервые «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» была выставлена в галерее Саатчи в Лондоне в 1991 году на выставке YBA I и вызвала огромный интерес прессы. Херста номинировали на премию Тернера, которая, однако, была присуждена Гренвиллу Дэйви. Тем не менее, в 2005 году Херст все-таки получил эту премию за другую работу в формальдегиде — «Разделенные мать и дитя».

Намерением Херста было заставить зрителя выйти из зоны комфорта, для чего он поместил в пространство галереи акулу, которая была «достаточно реальна, чтобы напугать». Изымая акулу из естественной среды обитания и помещая ее в формальдегид, создающий иллюзию жизни, Херст исследует наши самые большие страхи и трудности, связанные с адекватной попыткой их выразить. Он говорит: «Вы пытаетесь избежать [смерти], но она настолько значительна, что вы не можете. Это пугает, не правда ли?».

В 1997 году «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» была включена в выставку «Sensation: Молодые британские художники из коллекции Саатчи» в Королевской академии в Лондоне. Десять лет спустя Херст выбрал эту работу в качестве своего центрального объекта на выставке «Re-Object» (The Kunsthaus Bregenz, 2007), где также участвовали Джефф Кунс и Герхард Мерц. Выставка была посвящена исследованию влияния Марселя Дюшана, и каждый художник должен был представить свое произведение.

Разложение и замена

В результате неправильного хранения акула начала разлагаться. Ее форма изменилась, кожа покрылась глубокими морщинами, раствор в резервуаре стал мутным. Галерея Саатчи добавила в резервуар отбеливатель, что, по словам сотрудников студии Херста, только ускорило разложение. Наконец, в 1993 году работники галереи выпотрошили акулу и натянули ее кожу на форму из стекловолокна. Херст прокомментировал: «Она выглядела уже не такой пугающей. Можно было понять, что не настоящая. Она не имела веса».

В 2004 году Чарльз Саатчи продал работу Стивену А. Коэну за неразглашенную сумму, которая, как предполагалось, была не менее 8 миллионов долларов. Однако название книги Дона Томпсона «Чучело акулы за 12 миллионов долларов: любопытная экономика современного искусства» говорит о более высокой цифре.

Когда Херст узнал о предстоящей продаже работы Коэну, он предложил заменить акулу. Замену финансировал Коэн, назвав расходы «несущественными» (один только процесс инъекции формальдегида, включая работу и материалы, стоил около 100 000 долларов). Другая акула (самка в возрасте около 25-30 лет) была поймана у побережья Квинсленда, убита и отправлена Херсту на грузовом судне в специальном 20-ти футовом морозильнике. Перевозка заняла 2 месяца. Оливер Криммен, ученый и куратор отдела рыбы Лондонского Музея естественной истории, оказал помощь в сохранении нового экземпляра. Для этого требовалось введение формальдегида в тело, а также замачивание его в течение двух недель в ванне с 7 % раствором формалина. Для размещения акулы был использован оригинальный резервуар 1991 года.

Херст признал, что существует философский вопрос о том, может ли после замены акулы это произведение искусства считаться тем же. Он заметил:

«Это большая дилемма. Художники и консерваторы имеют разные мнения о том, что важнее: оригинальное произведение искусства или оригинальное намерение. Мой бэкграунд — концептуализм, поэтому я думаю, что намерение важнее. Это тот же объект. В общем, время рассудит».

Другие варианты

Впоследствии Херст создал другие версии акулы и других животных в формальдегиде. Например, «Королевство» 2008 года, проданное на аукционе Sotheby’s за £9,6 млн (более чем на £3 млн выше предполагаемой цены). Эта цена стала рекордной для работ в формальдегиде (предыдущая была продана за £1.8 млн).

Также Херст сделал миниатюрную версию «Физической невозможности смерти в сознании живущего» для музея миниатюр в Нидерландах. В данном случае он поместил в коробку (10 × 3,5 × 5 сантиметров) с формальдегидом гуппи.

Реакция

В 2003 году под заголовком «Мертвая акула — это не искусство» Международная галерея Стакизм выставила акулу, которая впервые была представлена общественности за 2 года до работы Херста Эдди Сандерсом в витрине его магазина электротоваров в Шордиче в Лондоне. Стакисты предположили, что Херст мог взять идею для своей работы у Сандерса.

В своей речи в Королевской Академии в 2004 году, арт-критик Роберт Хьюз использовал «Физическую невозможность смерти в сознании живущего» как яркий пример того, что международный рынок искусства в то время был «культурной непристойностью». Не называя произведение или имя художника, он заявил, что следы кисти на кружевном воротнике на картине Веласкеса могут быть более радикальными, чем акула, «мрачно распадающаяся в своем резервуаре на другой стороне Темзы».

Тем, кто говорил, что кто угодно мог бы сделать эту работу, Херст ответил: «Но ведь не сделал, не так ли?».

В массовой культуре

В художественном фильме «Щелкунчик и Крысиный король» 2010 года есть сцена, в которой акула погибает от удара током в резервуаре с водой, и режиссер Андрей Кончаловский ссылается на произведение Херста.