Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер



















Яндекс.Метрика

Сайф ад-Дин Бохарзи

Сайф ад-Дин Бохарзи, (настоящее имя Абу-ль-Мали Саид бен-аль–Мутаххир) (1190-1261) в народе - “шейх аль-алям”(шейх мира), известный на мусульманском Востоке суфийский шейх, поэт-мистик и богослов родился в хорасанской области Бохарз. По данным Хамидаллаха Казвини, он учился в Герате и Нишапуре, где получил обычное в то время религиозно-юридическое образование и вскоре сделался суфием. По некоторым сведениям Сайф ад-Дин Бохарзи совершил паломничество в Мекку и Медину, изучал шедевр мусульманского законодательства « аль-Хидая».

Переехав в Хорезм, он был принят в число немногих мюридов (учеников) популярного шейха Наджм ад-дин Кубра (1145 – 1221) – основателя суфийского братства (тарикат) Кубравийа в Средней Азии, погибшего при завоевании Хорезма монголами в 1221 г. Суфийское братство Кубравийа представляло среднеазиатскую школу мистицизма, являлось традиционно суннитским и возводило цепь духовной преемственности (санад) к Абу Бакру, либо к Али ибн Аби Талибу.

О характере суфийского подвижничества Сайф ад- Дина Бохарзи сообщают разные источники. В частности, поэт XV в. Абдуррахман Джами утверждает, что Сайф ад-Дин Бохарзи был послан своим наставником Наджм ад-Дином Кубра в Бухару, где шейх прожил около 40 лет. В Бухаре шейх занимал видное положение, пользовался популярностью среди населения и большим влиянием у монгольских правителей, был мударрисом и мутаввали (распорядителем вакуфных средств) одной из крупных духовных школ – мадрасе Ханийе, разрушенного в 1273–1276 гг. при очередном погроме Бухары во время междоусобной войны среди чингизидов.

Сайф ад-Дин Бохарзи активно реагировал на все события, связанные с монгольским нашествием. Известно, что в эти трудные времена суфии усерднее других побуждали народ к отчаянному сопротивлению. Сайф ад- Дин Бохарзи наблюдал весь мучительный процесс монгольского завоевания, видел жестокость, духовное падение местного населения и призывал народ к возрождению истинных ценностей.

Под влиянием Сайф ад- Дина Бохарзи отдельные монголы начали принимать ислам, покровительствовали строительству мечетей и медресе. Правители, принявшие ислам, считали честью получить благословение шейха Сайф ад-Дина Бохарзи. Золотоордынский хан Берке специально прибыл в Бухару с низовьев Волги, чтобы принять ислам из рук великого шейха.

Рукн-ад-дин-Байбарс, автор многотомного сочинения «Тарих Байбарса» («Летопись Байбарса») подробно описал, при каких обстоятельствах Берке стал мусульманином.

«Воссел на престол страны Берке. Он принял ислам, был благочестив, установил маяки религии, распространил законы мусульман… Принялся за строительство мечетей и медресе в разных концах своей страны. Причина принятия им ислама была в том, что аш-шайх Наджм ад-дин Кубра…распределил своих муридов по великим городам. Отправил… Сайф ад-дин Бохарзи — в Бухару».

Под влиянием авторитетного шейха Бохарзи некоторые монголы также стали принимать ислам. Прослышал о Сайф ад-дин Бохарзи и Берке. В знак своего уважения он прислал ему в дар пайцзу — табличку, представлявшую из себя аналог жалованной грамоты. Реакция шейха была своеобразной.

«Когда она (пайзца) дошла до него, то он спросил у гонца: «Что это такое?». Гонец ответил: «Это сделает руку шейха всеохватной в климатах и защитит каждого, кто будет вместе с ним». И он сказал ему: «Прикрепи её к ослу и отправь его в степь. Если она защитит его от мух, то я приму её; а если она не сможет защитить осла, тогда, возможно, от нее для меня не будет никакого толка». Так он отказался принять ее. Гонец вернулся и известил Берке о том, что сказал шейх. Тогда Берке сказал: «Я сам лично направлюсь к нему!» И он направился к нему, прибыл в Бухару и прождал у двери шейха три дня. Шейх не разрешал ему войти к нему до тех пор, пока один из его послушников (мурид) не заговорил с ним, сказав: «Это великий правитель, и он прибыл из далекой страны, чтобы просить благословения от шейха и поговорить с ним. И нет вреда вреда в том, чтобы дать ему разрешение (войти). И он вошел к нему…принял ислам из его рук и вернулся от него в свою страну».

Сайф ад –Дин Бохарзи был автором нескольких классических трудов, которые писал на арабском и персидском языках. До нашего времени дошли «Шарх», «аль-Асма аль-Хусна», «Рисaля дар ишк» (трактат о мистической любви), «Рубaйат», «Вокеаи хильват» (происшествия в дни уединения), «Васиятнома (завещание)» , «Рузнома».

Сайф ад-Дин Бохарзи был главой ханаки (халифа) Фатхабад, управлял ханакой и прожил в ней около 40 лет. После смерти в 1261 г. шейх был похоронен в специально выстроенной на территории ханаки гробнице, которая явилась идеологическим центром, духовной основой суфийского братства в Фатхабаде, главной бухарской святыней, почитавшейся на протяжении многих веков. Рядом с почитаемым захоронением в 1358 году был возведен мавзолей Буян-Кули-хана, а в конце XIV века — Мавзолей Сайф ад-Дина, построенный на месте древней усыпальницы.